Чулы́мцы (самоназвание: чулым, татар, татарлар; устаревшие названия: томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) — тюркский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В 2002 году численность чулымцев в России составляла 656 человек, в 2010 году — 355 человек.
Согласно существующим на данный момент лингвистическим и генетическим данным, тюркизация Причулымья началась около VI века. Информации о дотюркском населении Чулыма, к сожалению, достаточно мало. Согласно данным О. Б. Беликовой (в частности, статьям о т. н. «беляйской находке» —зооморфной статуэтке первых веков н. э.), таёжное Причулымье входило в ареал кулайской культуры; последняя традиционно, согласно точке зрения, выдвинутой Л. Н. Чиндиной, соотносится с самодийцами, а наследующая ей рёлкинская культура — напрямую с предками селькупов. Субстратная дотюркская и дославянская топонимика Причулымья при этом, согласно исследованиям А. П. Дульзона, носитпреимущественно енисейский характер — что заставляет предположить либо как минимум частично енисейскоязычный характер населения кулайской культуры, либо смену «кулайцами» енисейцев и наоборот, либо же нахождение в районе Чулыма древней границы самодийского и енисейского языковых ареалов.
Территория региона, известного под общим названием «таёжное Причулымье», занимает юго-восточную часть Томской области в пределах бассейна реки Чулым (нижнее и среднее течение). Пограничными административными единицами являются: Верхнекетский район (север и северо-восток), Красноярский край (восток), Кемеровская область (юг), Кривошеинский и Бакчарский районы (юго-запад), Чаинский (запад) и Колпашевский (северо-запад) районы.
Традиционная система хозяйствования и социального устройства, сложившаяся у чулымцев к XVII–XVIII векам, выглядела следующим образом: небольшие (на 2-3 семьи) посёлки-юрты вдоль Чулыма, по его берегам и берегам его притоков, населенные, как правило, кровными родственниками. От юрт в тайгу тянется на несколько десятков, если не на сотню километров, на севере доходя едва ли не до Кети, а на юге — до границ с Кузбассом, т. н. «плашковый путик», отмеченная кедровыми плашками-указателями охотничья территория той или иной семьи. Конфликты вокруг путиков, в этнографическое время малоизвестные и сводящиеся к ссорам односельчан, в более ранний период могли приводить к куда более глобальным последствиям — войны князей-богатырей, описанные в чулымских преданиях, начинаются чаще всего как раз с конфликта вокруг охотничьих территорий.
Основной регион проживания чулымцев — Первомайский, Асиновский, Зырянский, Тегульдетский районы Томской области; Тюхтетский район Красноярского края. Во всех этих районах основная роль в промышленности и экономике принадлежит аграрному и / или лесодобывающему сектору.
Динамика этнодемографических, этносоциальных, и этнокультурных процессов, происходивших среди чулымцев на протяжении 83 лет, достоверно просматривается при сравнении материалов 1912–1913 и 1996 годов. В начале века в Тутальско-Чулымской инородной управе на 1257 человек инородческого населения приходилось только 96 человек русских. В 1996 году в Тегульдетском районе общая численность населения составила 9138 человек, из них русских 7727, за ними следуют чулымцы – 742 человека и, далее по убывающей, украинцы – 159 человек, белорусы – 119 человек и другие этнические группы, численностью от 50 до 2-1 человек. Структура этнической пирамиды обрела прямо противоположный характер. Чулымцы ныне составляют самое «крупное» (8,1 % от общего состава населения) из этнических меньшинств на своей родовой территории. Плотность населения невысока – 0,7 человека на 1 км кв., но характер и тип расселения существенно изменились.
Моноэтничность в семьях ушла в прошлое: только в половине домохозяйств (146) все их члены – чулымцы. Домохозяйств, состоящих из русских и чулымцев, – 148. Число таких смешанных в этническом отношении домохозяйств и, соответственно, смешанных семей незначительно увеличивается за счет иных вариантов этнически смешанных браков: чулымско-белорусских, чулымско-латышских и др.
Свои поселения чулымцы создавали на берегах рек и озёр, что было обусловлено важной ролью рыболовства в их жизни. Рыбу они ловили неводами, сетями, острогами, ловушками. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойбища. К началу XX века ведущим направлением охоты был пушной промысел. Собирательство играло подсобную роль. После появления русских в Причулымье чулымцы освоили плужное земледелие; в советское время часть чулымцев работала в лесной промышленности.
В целом традиционная картина мира чулымцев была близка к той, что существовала у их ближайших родственников - тюрков южной Сибири. В кратких сообщениях о глобальных религиозных верованиях (весьма слабо, к сожалению, сохранившихся к моменту начала серьезных этнографических исследований) мы встречаем упоминания о том, что верховным божеством считался Ульгень (или Кудай — общее для тюрков Южной Сибири именование верховного божества, заимствованное из иранского *xoday / *xwadāy - «Бог», «Господин»); его антагонистом, хозяином подземного мира мёртвых — Эрлик.