Крупнейший исследователь юкагиров В.И. Иохельсон писал, что «народ этот не называет себя юкагирами, и сами они не знают, кто их так назвал» (Иохельсон 2005: 46). По одной из распространённых гипотез, этноним «юкагир» происходит от эвенского слова «йуке» – «холодный» или «йоке» – «далёкий», который в сочетании с суффиксом «гир» («народ»/ «племя») переводится как «далёкое племя» / «народ холодной страны» (Iochelson 1926; Гоголев и др. 1975: 5).
Сюжеты, занимающие исследователей, касаются первоначальной территории расселения, занятий, миграций, разных хронологических слоёв материальной и духовной культуры юкагиров и ряда иных аспектов, но, пожалуй, наиболее спорным и острым оказывается вопрос о том, относятся ли юкагиры к автохтонным, древнейшим обитателям Северо-Восточной Сибири, или же они пришли на эти территории из другого региона (Народы… 2010: 70-73).
Нижнеколымский район Якутии находится за Полярным кругом, на западе он граничит с Аллаиховским районом, на юге – со Среднеколымским, на востоке – с Чукотским автономным округом, с севера окаймляется водами Восточно-Сибирского моря. Общая площадь составляет 87, 1 тыс. кв. км (Нижнеколымский улус… 2003).
Исследователи традиционной культуры коренных народов Сибири часто отмечают колоссальное значение природной среды для формирования системы жизнеобеспечения этнических сообществ. Например, Е.Н. Романова пишет о северных якутах следующее: «диалог человека с миром Природы, с окружающей средой создавал своеобразный кодекс взаимоотношений.
Добывающая промышленность является важнейшим направлением экономики Якутии. (Фёдорова 2016). В области традиционного проживания юкагиров находится Зырянский угольный бассейн, расположенный в междуречье Индигирки и Колымы. Большое значение для жителей Северной Якутии, а также Чукотского автономного округа и Магаданской области имеет разработка Надеждинского месторождения в Верхнеколымском районе.
Распад СССР и переход на рыночный тип экономических отношений привёл к большому количеству неразрешённых до сих пор проблем. К распространённым негативным последствиям постсоветских трансформаций относятся высокая стоимость топлива, низкая заработная плата, частичный дефицит пищевых продуктов и строительных ресурсов, деформация транспортной системы.
В социальной структуре юкагиров Н.И. Спиридонов выделял четыре уровня организации: простую семью – группу ближайших родственников, род (семейство) – совокупность семей, объединённых кровным родством и ведущих совместное хозяйство, племя, представлявшее собой объединение нескольких родов-семейств, находящихся в кровном родстве и занимающих конкретную территорию, и четвёртый уровень – собрание племён региона, связь которых поддерживало ежегодное собрание шахадьибэ.
Базовые компоненты диеты юкагиров составляли мясо и рыба, подвергнутые разным видам обработки: варке, заморозке, вялению, копчению, жарке, также практиковалось употребление в сыром виде. Оленье мясо ели сырым и варёным, зимой из него делали строганину, весной и летом коптили и вялили, нарезав на тонкие пласты. Сушёную оленину хранили в мешках и варили зимой.
Традиционная мифология юкагиров основывалась на культе природы, шаманстве, промысловых обрядах. В соответствии с этой картиной, мир состоит из трёх частей: Верхнего небесного, Среднего земного и Нижнего подземного. Каждый из них населён многочисленными духами, между которыми периодически происходит взаимодействие.