Вернуться



  Институт этнологии и антропологии РАН
Попов Михаил, Арцемович Сергей

Чулымцы. Общие сведения


Самое частое самоназвание чулымцев (чулымских тюрков) — тадар / тадар кижи (общее, кроме чулымцев, для шорцев, частично алтайцев и хакасов); среди других вариантов — öс кижи , ӱс кижи (от ср.-чул. Ӱс — Чулым), чулым кижи , пистиң кижи («наши люди», «местные»). Общая численность по переписи 2002 г. – 656 человек; по переписи 2010 г. – 355 человек.

Общая численность чулымцев, согласно данным Всероссийской переписи населения РФ 2020-2021 гг, составляет 382 человека (179 муж. и 203 жен.). Из них подавляющее большинство (336 человека) является сельским населением, в городе проживает всего 46 человек. Большинство чулымцев (145 человек) расселено в Томской области (преимущественно в поселках акватории реки Чулым), а треть от всей численности проживает в Красноярском крае.

 

 

 

В составе чулымского народа выделяются двекрупные языковые, культурные и этнографические группы: «верховские» и «низовские» чулымцы — носители соответственно среднечулымского и нижнечулымского говоров чулымского языка; условная граница между ними может быть проведена примерно в районе междуречья р. Яи и Кии (в Зырянском районе Томской области) . Группы эти, будучи очень схожи в этнографическом, культурном, физико-антропологическом и бытовом планах и не считая себя двумя отдельными народами, всё же заметно различались в плане лингвистическом — нижнечулымский и среднечулымский говоры принадлежали к разным группам и даже ветвям тюркской языковой семьи.

Внутри двух этих групп выделялись более малые и локальные — частично по языковому, частично по территориальному принципу; этому делению примерно соответствовала существовавшая до 1917 г. внутренняя систематика «чон» / «йон», «народов / семей» и внешняя – «инородческих волостей». Так, верховские чулымцы делились на тутальскую и мелетскую группы ( тутал чон и мелет / пелет / плет чон ). Ниже по Чулыму располагалась территория, заселенная различными группами носителей нижнечулымского говора — чибинцами ; кецик и кюэрик ; ячинцами . Наконец, территория современных Асиновского и Первомайского района была заселена низовскими чулымцами Ежей и Тургая , в целом составлявшими одну этнокультурную группу. Кроме того, из нижнего Причулымья в начале XVIII века произошла — в связи с прекращением русско-джунгарских войн и набегов енисейских кыргызов, — массовая миграция нескольких семейно-родственных групп низовских чулымцев в Притомье и Приобье; результатом стало появление т. н. томских / обских и верхнекетских карагасов ( первые — в Кожевниковском и Шегарском р-нах Томской области, вторые — в Верхнекетском р-не).

На данный момент сохранность этих групп различна. Чулымцы тутальской и мелетской групп более или менее сохраняют традиционную культуру, язык и самоидентификацию. Фактически полностью ассимилированы в ходе столыпинского переселения и в советский период чибинцы и ячинцы; стремительную ассимиляцию и русификацию (от массового и свободного владения родным языком в быту до его полного забвения менее чем за два поколения) описал в одной из статей В. М. Кулемзин, сам уроженец этих мест. Левобережный нижнечулымский анклав вокруг деревень Тургай и Минаевка исчез после наводнений 1960-х — жители разъехались либо в крупные города, либо к родственникам в деревни на правый берег Чулыма. Правобережный анклав (дд. Альмяково, Улу-Юл, Апсагачево, Балагачево, Ежи) на данный момент недостаточно обследован; по данным, полученным от информантов на левом берегу Чулыма и в с. Первомайское, там сохраняется некоторое количество чулымского населения — но неясно, какое именно. Обские карагасы, сохранявшие традиционную культуру и отчасти язык вплоть до 1920-х гг. (хотя иногда и перенимающие культуру и идентичность соседей, томских татар), стремительно русифицировались в 1920-1980 гг.; верхнекетские карагасы сохраняли свою культуру и идентичность вплоть до 1950-х гг. (попав на фотографии известной коллекции Н. С. Розова), однако о современном их состоянии данных нет.

Исторически зона расселения чулымцев занимала всю пойму Чулыма в её таёжной зоне; от р. Суйга, Анга и Чичка-Юл в низовьях до с. Бирилюссы и г. Ачинск. Расселялись чулымцы исключительно по рекам, все их поселения привязаны к береговой зоне, причем берегам относительно крупных рек; в частности, на правом, северном берегу Чулыма поселения чулымцев не уходили на север ни по Чичка-Юлу, ни по Улу-Юлу, строго оставаясь близ основной водной артерии. Таким образом, западная граница «базового» чулымского ареала — пойма р. Чичка-Юл; восточная — с. Бирилюссы и г. Ачинск; южная — предгорья Кузнецкого Алатау; северная — правобережье р. Чулым.