Негидальцы

hdfghfdg

Негидальцы

Негидальцы – тунгусо-маньчжурский народ. Территорией их проживания является бассейн Нижнего амура в Хабаровском крае. Негидальцы проживают преимущественно в трех районах края: им. Полины Осипенко, Ульчском и Николаевском. Процесс формирования негидальцев происходил в бассейне р. Амгуни в XVII-XIX вв.

Общие сведения о народе
Негидальцы подразделяются на амурскую группу и две территориальные группы амгуньских негидальцев: низовскую и верховскую. В поселениях вместе с негидальцами исторически проживали эвенки, нивхи, нанайцы, ульчи и представители других народов Нижнего Амура. В источниках второй половины XIX в. зафиксированы несколько вариантов названия данного народа: нишдальцы, ниегда, негда, нейдальцы, ниждальцы, негеданцы, нигидаттеры, нагидал, нигидальцы. Данные названия исходят из русифицированной формы термина нгеида. Означающего на эвенкийском языке «бероговой», «крайний» (нге – «низ склона». «берег», «край»; гида – «сторона»)
Краткая
историческая
справка

Впервые негидальцы как отдельная общность упоминаются в документах XVII в. – в материалах албазинского казака Гаврила Фролова. В 1763 г. были сделаны краткие описания верований, шаманства, рыболовства, охоты и других аспектов культуры амгуньских негидальцев участником Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. Г. Ф. Миллером. Наиболее многочисленные и разносторонние сведения о негидальцев появляются после вхождения Приамурья в состав России. Существуют различные точки зрения на проблему происхождения негидальцев. Одна из гипотез связывается с автохтонностью и многослойностью этнического происхождения, другая – с влиянием эвенкийских и других групп Сибири.

Краткое описание
природной среды

Муниципальный район имени Полины Осипенко расположен в центральной части Хабаровского края и занимает территорию площадью 34,6 тысячи квадратных километров. На севере район имеет границу с Тугуро-Чумиканским, на востоке – с Ульчским, на юге – с Солнечным, на юго-западе – с Верхнебуреинским районами, на северо-западе граничит с Амурской областью. Две трети площади района занимают разновысотные горные системы. Центральная часть района сильно заболочена. На территории находится самое крупное в крае Чукчагирское озеро.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Хозяйство негидальцев носило комплексный характер. Основной отраслью их деятельности являлась таежная охота на копытного и пушного зверя. В весенний период негидальцы низовской группы (район озера Орель-Чля) занимались дополнительно промыслом морского зверя (Там же). До появления огнестрельного оружия снаряжение негидальского охотника включало прямой лук бэй, который изготавливался из березы или лиственницы, а также стрел ней, имевших разные наконечники в зависимости от того, на какого зверя планировали охотиться. Для охоты на белку использовали деревянные стрелы с утолщенным наконечником нюр. Для добычи мелких животных использовались специальные наконечники стрел с заусеницами. На крупных животных – стрелы с наконечниками листовидной формы. Использовались наконечники разных размеров. Хранили стрелы в специальных обтянутых кожей колчанах тэлку, которые изготавливали из деревянных пластин.

Общество и
экономика региона

Основными видами экономической деятельности в муниципальном районе является золотодобывающая и лесозаготовительная отрасль: муниципальный район занимает 1-е место в Хабаровском крае по добыче золота, 2 по добыче серебра, в районе сосредоточены крупные арендаторы лесного фонда, осуществляющие деятельность по заготовке древесины. На Албазинском месторождении предприятием ООО «Ресурсы Албазино» (компания ОАО «Полиметалл УК») ведутся работы по добыче рудного золота.

Социальная
ситуация
и проблемы

В районе им. Полины Осипенко национальные хозяйства создавались в основном как общества с ограниченной ответственностью. С 1997 г. в районе имелись такие национальные хозяйства как ТОО община «Луч», эвенкийская община «Охотник» (с. Владимировка), эвенкийско-негидальская община «Меван» (с. Владимировка), национальная община «Максимов и сыновья» (с. им. П. Осипенко), национальная эвенкийско-негидальская община «Осиктакан» (с. Бриакан). Во всех национальных общинах работали негидальцы и эвенки. Общины занимались охотничье-промысловой деятельностью, добычей рыбы, заготовкой дров, реализацией продуктов промысла. Исходя из общей численности охотников, в «Меване» на одного приходилось 7,5 тыс. га, в «Охотнике» - 12,5 тыс. га. Национальная община «Меван», не имея постоянных рабочих, занималась только пушным промыслом. В сезон охоты там работали 5-7 промысловиков.

Семья, воспитание и
образование

Негидальцы расселялись по берегам р. Амгуни и ее притоков небольшими группами из нескольких семей. Между семьями существовали определенные внутренние социальные и экономические отношения, необходимые для жизни родового коллектива. Семья негидальцев в XIX в. могла быть как моногамной, так и полигамной. Одновременное употребление терминологии патрилинейного и матрилинейного родства у негидальцев свидетельствует о функционировании билинейной системы, где счет родства одновременно велся по мужской и женской линии.

Материальная культура

Основа питания негидальцев – рыба, мясо, растительная пища. Рыбу ловили круглый год. Негидальцы в домашних условиях и на рыбалке ели свежую вареную рыбу. Варили ее большими кусками и ели с ели с лепешками липеескэ и приправами, заготовленными из черемши, дикого лука и чеснока, запивали бульоном. В большом количестве негидальцы заготавливали юколу тэлии, которую употребляли в пищу в сыром, вареном, моченом и слегка поджаренном виде. Из тушеной или вяленой рыбы делали муку, которую добавляли в бульоны, каши, лепешки. Вяленая рыбы использовалась для приготовления рыбного паштета. Из отходов лососевых делали рыбий жир. Икру поджаривали, варили и вялили на солнце. Солить рыбу негидальцы стали в XX веке.

Духовная культура

По мнению Гапановича, христианство негидальцы восприняли лишь с внешней обрядовой стороны (Гапанович 1927). У негидальцев шаманами были как мужчины, так и женщины. Для камлания использовался особый костюм. У начинающих шаманов в состав костюма входил пояс, бубен, халат или передник. Более опытные обзаводились юбками, обувью, шапками и другими вещами. Профессиональные шаманы имели два костюма: один состоял из запашного халата из ткани, украшенного свисающими полосками из шкур животных, кожаной шапочки особого покроя и других атрибутов – гремящего пояса. Зеркал, нагрудника и рукавиц; второй по внешнему виду схож с эвенкийским, был обильно украшен бахромой на подоле, рукавах, вороте, полах. Сзади негидальского шаманского кафтана подвешивали хвост – толстый жгут из кожи и меха. Каждый шаман в зависимости от ранга обладал различными атрибутами – латунные зеркала толи, гремящий пояс ямха.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока