Тубала́ры (самоназвание туба, устаревшее название тувинцы) — коренной малочисленный тюркоязычный народ, живущий в северной части Республики Алтай РФ. Самоназвание туба (тува) кижи, тубалары, а также йыш кижи («лесные люди»). Тубалары живут к востоку от Катуни, вдоль реки Бия и по берегам Телецкого озера. В период освоения Сибири русские первопроходцы называли их «черневыми татарами».
Тубаларов в отечественной этнографической традиции принято относить к северным алтайцам. Они издавна обитали в бассейне верхнего течения реки Бии и в верховьях реки Иши. Традиционные территории проживания — это сёла современных Майминского, Турачакского и Чойского районов республики. В соответствии с этим можно выделить три этно-территориальные группы тубаларов, которые в целом мало различаются между собой.
Исторические взаимодействия предков тубаларов объективно обусловлены историко-культурными процессами, протекавшими на территориях Западной Сибири и Северо-Запада Монголии. Длительные контакты древних и средневековых тюркоязычных и монголоязычных народов и культур этих территорий прослеживаются в этнических культурах современных народов.
Майминский район — самый маленький по площади район республики: его территория равна 1286 кв. км., но самый густонаселенный. Районный центр с. Майма расположен на Чуйском тракте по берегам реки Маймы, впадающей в самую большую реку республики, Катунь. Сельских поселений 6, населенных пунктов в них — 25. А районный центр село Майма считается самим большим селом России. Всего населения в районе 34647 человек, из которых половина, 17869 человек, жители самого села Майма.
Образ жизни и система жизнеобеспечения современных тубаларов во многом продолжают соответствовать нормам их традиционной культуры. Одной из важных этнокультурных составляющих общественных отношений, во многом связанных именно с охотничьим промыслом, у тубаларов являлся и остается по сей день, так называемый, обычай равной доли, теҥ ӱлеш / уча. Многие тубалары продолжают практиковать этот обычай, даже и не называя его так. Уча (южа, ужа, уджа) — обычай тюрков Южной Сибири, предписывающий охотнику отдавать часть убитого животного индивиду или индивидам, прямо не участвовавшим в охоте на него. Этот древний обычай зафиксирован отечественными исследователями у многих народов Сибири. Д.В. Маслов, исследуя этот обычай, указывает, что обычай уча в разных вариантах встречался у тубаларов, тувинцев, алтай-кижи, шорцев, тувинцев-тоджинцев, хакасов, причем описывали его ученые как начала ХХ в., так и в начале третьего тысячелетия. Большинство исследователей склонно переводить название этого обычая со всех языков указанных этнических групп как мясо задней части животного.
Основной бюджетообразующей отраслью экономики трех муниципальных образований, на территории которых живут тубалары, остается лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. Количество предприятий и организаций по видам экономической деятельности в сфере промышленности, действующих в Чойском районе, составляет 19 единиц. В Турачакском районе - 375 предприятий. Как и в большинстве сел республики, численно превалирующая часть занятых в этих трех районах традиционного проживания тубаларов работает в бюджетной сфере.
Социально-экономические проблемы жизнедеятельности тубаларов напрямую связаны с реализуемыми на территориях их проживания экономическими проектами: вырубкой леса, добычей золота и других металлов, развитием туризма. Еще одна остро стоящая проблема — запуск космических ракет с территории космодрома Байконур — район падения отработанных ступеней ракет №327 расположен на территории пяти муниципалитетов: Чойского, Турочакского, Чемальского, Онгудайского и Улаганского.
Ситуация с тубаларским языком в местах традиционного и компактного проживания очень сложная. Судя по результатам проведенного в 2020 году силами сотрудников Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова проекта «Мониторинг языковой ситуации в Республике Алтай» в Чойском и Турочакском районах, коренное население сел этих районов будущего для языка своей национальности не видят.
В досоветский период хозяйство и быт тубаларов характеризовались чертами, типичными для древней культуры охотничьих народов, дисперсно обитавших в горно-таежных районах Алтае-Саян. Основой этой древней культуры была охота на мясных и пушных зверей, собирательство, рыболовство, мотыжное земледелие с небольшими посевами ячменя и разведением лошадей в качестве транспортного средства. Широко развито было домашнее производство железных изделий, основанное на добыче и плавке железной руды, изготовлении необходимых им вещей из сплавов различных металлов. Тому иллюстрацией является топоним Чой, означающий в переводе с алтайского языка на русский «чугун», являющийся названием районного центра села Чоя и Чойского района.
Мифологическая картина мира тубаларов в целом схожа с представлениями всех коренных народов Республики Алтай. Наиболее ярко она содержится в фольклоре. Тубаларская сказочная традиция представлена мифами-сказками, сказками о животных, волшебными, новеллистическими и бытовыми. При этом сказки разного содержания часто имеют сходные черты. Рассказывая сказки, исполнители органично включали в них символические звукоподражания и песенные эпизоды. Эти сказочные напевы являются этническими маркерами, отличающими тубаларские сказки от родственных им челканских и кумандинских сказок.