Тубалары

hdfghfdg

Тубалары

Тубала́ры (самоназвание туба, устаревшее название тувинцы) — коренной малочисленный тюркоязычный народ, живущий в северной части Республики Алтай РФ. Самоназвание туба (тува) кижи, тубалары, а также йыш кижи («лесные люди»). Тубалары живут к востоку от Катуни, вдоль реки Бия и по берегам Телецкого озера. В период освоения Сибири русские первопроходцы называли их «черневыми татарами».

Общие сведения о народе

Тубаларов в отечественной этнографической традиции принято относить к северным алтайцам. Они издавна обитали в бассейне верхнего течения реки Бии и в верховьях реки Иши. Традиционные территории проживания — это сёла современных Майминского, Турачакского и Чойского районов республики. В соответствии с этим можно выделить три этно-территориальные группы тубаларов, которые в целом мало различаются между собой.

Краткая
историческая
справка

Исторические взаимодействия предков тубаларов объективно обусловлены историко-культурными процессами, протекавшими на территориях Западной Сибири и Северо-Запада Монголии. Длительные контакты древних и средневековых тюркоязычных и монголоязычных народов и культур этих территорий прослеживаются в этнических культурах современных народов.

Краткое описание
природной среды

Майминский район — самый маленький по площади район республики: его территория равна 1286 кв. км., но самый густонаселенный. Районный центр с. Майма расположен на Чуйском тракте по берегам реки Маймы, впадающей в самую большую реку республики, Катунь. Сельских поселений 6, населенных пунктов в них — 25. А районный центр село Майма считается самим большим селом России. Всего населения в районе 34647 человек, из которых половина, 17869 человек, жители самого села Майма.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Образ жизни и система жизнеобеспечения современных тубаларов во многом продолжают соответствовать нормам их традиционной культуры. Одной из важных этнокультурных составляющих общественных отношений, во многом связанных именно с охотничьим промыслом, у тубаларов являлся и остается по сей день, так называемый, обычай равной доли, теҥ ӱлеш / уча. Многие тубалары продолжают практиковать этот обычай, даже и не называя его так. Уча (южа, ужа, уджа) — обычай тюрков Южной Сибири, предписывающий охотнику отдавать часть убитого животного индивиду или индивидам, прямо не участвовавшим в охоте на него. Этот древний обычай зафиксирован отечественными исследователями у многих народов Сибири. Д.В. Маслов, исследуя этот обычай, указывает, что обычай уча в разных вариантах встречался у тубаларов, тувинцев, алтай-кижи, шорцев, тувинцев-тоджинцев, хакасов, причем описывали его ученые как начала ХХ в., так и в начале третьего тысячелетия. Большинство исследователей склонно переводить название этого обычая со всех языков указанных этнических групп как мясо задней части животного.

Общество и
экономика региона

Основной бюджетообразующей отраслью экономики трех муниципальных образований, на территории которых живут тубалары, остается лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. Количество предприятий и организаций по видам экономической деятельности в сфере промышленности, действующих в Чойском районе, составляет 19 единиц. В Турачакском районе - 375 предприятий. Как и в большинстве сел республики, численно превалирующая часть занятых в этих трех районах традиционного проживания тубаларов работает в бюджетной сфере.

Социальная
ситуация
и проблемы

Социально-экономические проблемы жизнедеятельности тубаларов напрямую связаны с реализуемыми на территориях их проживания экономическими проектами: вырубкой леса, добычей золота и других металлов, развитием туризма. Еще одна остро стоящая проблема — запуск космических ракет с территории космодрома Байконур — район падения отработанных ступеней ракет №327 расположен на территории пяти муниципалитетов: Чойского, Турочакского, Чемальского, Онгудайского и Улаганского.

Семья, воспитание и
образование

Ситуация с тубаларским языком в местах традиционного и компактного проживания очень сложная. Судя по результатам проведенного в 2020 году силами сотрудников Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова проекта «Мониторинг языковой ситуации в Республике Алтай» в Чойском и Турочакском районах, коренное население сел этих районов будущего для языка своей национальности не видят.

Материальная культура

В досоветский период хозяйство и быт тубаларов характеризовались чертами, типичными для древней культуры охотничьих народов, дисперсно обитавших в горно-таежных районах Алтае-Саян. Основой этой древней культуры была охота на мясных и пушных зверей, собирательство, рыболовство, мотыжное земледелие с небольшими посевами ячменя и разведением лошадей в качестве транспортного средства. Широко развито было домашнее производство железных изделий, основанное на добыче и плавке железной руды, изготовлении необходимых им вещей из сплавов различных металлов. Тому иллюстрацией является топоним Чой, означающий в переводе с алтайского языка на русский «чугун», являющийся названием районного центра села Чоя и Чойского района.

Духовная культура

Мифологическая картина мира тубаларов в целом схожа с представлениями всех коренных народов Республики Алтай. Наиболее ярко она содержится в фольклоре. Тубаларская сказочная традиция представлена мифами-сказками, сказками о животных, волшебными, новеллистическими и бытовыми. При этом сказки разного содержания часто имеют сходные черты. Рассказывая сказки, исполнители органично включали в них символические звукоподражания и песенные эпизоды. Эти сказочные напевы являются этническими маркерами, отличающими тубаларские сказки от родственных им челканских и кумандинских сказок.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Персоналии
Известные представители народа
Заслуженный деятель науки Республики Алтай, старейшина тубаларов
Персоналии
Известные исследователи народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока