Географически ареал долган охватывает низовья Енисея и систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Хатангский район — основная территория. Большинство называют себя долганы, долган, дулган. Несколько десятков — саха. В РФ живут 7,3 тыс. чел. В 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа.
История долган, благодаря тому что она нашла свое отражение в письменных источниках, крайне интересна. Предки долган являлись выходцами из народов, говорящих на разных языках, относящихся к тунгусо-манчжурским, тюркским, самодийским и славянским корням.
Таймырский полуостров (Таймыр) расположен на севере Средней Сибири и обмывается двумя заливами: на западе – Енисейским (Карское море) и на востоке – Хатангским (море Лаптевых). На севере полуостров гигантским выступом вдается в Северный Ледовитый океан. Это крупнейший полуостров Российской Федерации, площадь которого составляет 400 тыс. кв. км (больше, чем территория Германии). С юго-запада на северо-восток через Северо-Сибирскую низменность полуострова тянутся горы Бырранга. Главные реки: Енисей, Пясина, Хатанга, Верхняя и Нижняя Таймыра́, Хета, Котуй; самое крупное пресноводное озеро – Таймыр – является вторым по величине в Сибири после Байкала.
Хозяйство долган включило характерные для эвенков, якутов, ненцев и русских элементы. Зимовавшие в окрестностях станков Хатангского тракта долганы совместно с эвенками, якутами и затундринскими крестьянами, начинали совместные перекочевки, снимаясь с зимних стоянок в середине – конце апреля.
Таймыр является наименее изученной в геологическом отношении территорией России. База сырьевых ресурсов полуострова оценивается учеными как значительная. Потенциальные ресурсы углеводородов составляют около 20% всех ресурсов Сибирской платформы. В районе имеются запасы каменного угля, нефти, газа, золота, молибдена, меди, титана, полиметаллов, сурьмы, бора, ртути, фосфоритов, железа, тантало-ниобатов, графита, термоантрацита и ограночного хризолита. Расположенное на Таймыре месторождение технических алмазов, содержит более половины их мирового запаса.
Виды хозяйственной деятельности долган в последнее подверглись изменениям. Основными занятиями выступают охота на дикого северного оленя, оленеводство и рыбалка. Знания о местах лова местные жители хранят в рамках семьи, передавая младшему поколению от старших.
В традиционной культуре долган семья имеет важное, первостепенное значение. Женщина была хозяйкой жилища, хранительницей очага. С ее мнением относительно ведения домашнего хозяйства считались. Главой долганской семьи являлся мужчина, он обеспечивал ее членов продуктами питания, материалами, определял путь перекочевк. Многодетность у долган считалась большим счастьем, высшим благом и одной из основных жизненных целей. Бездетность же напротив - горем. Вину за это чаще всего возлагали на мужчину. Женщин, которые не рожали называли бангай – так называли бесплодных важенок оленя. Главной мечтой для любой семьи было желание иметь много детей. С рождением первого ребенка, в знак особого почтения, родителей начинали называть не по именам, а уточняли: «отец или мать такого-то». В течение 5-6 месяцев после рождения, ребенка старались оберегать от постороннего внимания и никому не показывать. Ему давали прозвище и подвешивали к колыбели различные предметы.
В материальной культуре долган можно проследить различные этнические влияния. Она формировалась именно в процессе этнического взаимодействия, в рамках которого долганы осваивали используемые соседними группами техники и технологии изготовления вещей.
В мифологической картине мира Вселенная у долган представляла собой три мира: верхний – небесный, средний – земной и нижний – подземный. Верхний мир населяли божества и добрые духи айыы. В среднем мире обитали люди и дух земли – Ааан дойду иччитэ, также духи – хозяева мест и злые духи, которые витают в воздухе и насылают болезни. В нижнем мире – Аллараа-Огоньора – жили чудовища.