Вепсы

hdfghfdg

Вепсы

Вепсы имеют несколько самоназваний vepsä, vepsläižed, bepsä, bepsaažed, lüdinikad, lüdilaižed, tägalaižed. До 1917 года вепсы официально именовались чудью, а этноним «вепсы» распространился уже в современное время. В каждой диалектной группе есть свой этноним самоназвания, в какой-то мере отражающий особенности вепсской этнической истории.

Общие сведения о народе
Вепсы — прибалтийско-финский народ, живущий между тремя крупнейшими северными озерами — Ладожским, Онежским и Белым (Межозерье). В настоящее время эта территория входит в состав трех сопредельных крупных административных образований: Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская обл. По данным Всероссийской переписи 2010 года, численность вепсов составила 5936 чел. Больше всего вепсов проживает в Карелии — 3423 чел.; в Ленинградской обл. — 1380 чел.; в Вологодской обл. — 412 чел.
Краткая
историческая
справка

Современные вепсы являются потомками достаточно сильного и заметного в древности племени весь, упоминания о котором с VI по XIV в. довольно часто встречаются в произведениях западноевропейских и восточных путешественников и исследователей, а также в русских летописях. В IX—XI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В «Повести временных лет» под 862 г. весь упоминается в числе народов, участвовавших в призвании варягов. Один из варягов Синеус даже избрал своей столицей племенной центр весского народа — Белоозеро. Под 882 г. сообщается об участии веси в завоевательном походе князя Олега на Киев.

Краткое описание
природной среды

Территория традиционного проживания вепсов разделена границами между тремя регионами – Карелией, Ленинградской и Вологодской областями. Географическим центром современной вепсской территории является Вепсовская возвышенность, протянувшаяся к югу от Онежского озера вдоль границ Ленинградской и Вологодской областей. В основании возвышенности лежит валообразное структурное поднятие, породы каменноугольной системы перекрыты ледниковыми и водоледниковыми отложениями.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Жизнь вепсского крестьянина в основном протекала в рамках сельской общины. Община занималась распределением земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу и т. д. В её владении находились сенокосные и рыболовные угодья, леса. Община избирала на сходе старост, сборщиков налогов, мирских дьячков (секретарей общины), разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины.

Общество и
экономика региона

Многоотраслевой комплекс экономического района обеспечивает производство важнейших видов продукции для народного хозяйства всей страны. В структуре промышленности выделяются комплексы: машиностроительный, химико-лесной, индустриально-строительный, комплекс отраслей легкой промышленности. Развиты также металлургический и топливно-энергетический комплексы.

Социальная
ситуация
и проблемы

В сравнении с другими регионами России Северо-западный округ отличается низким уровнем безработицы. Наибольшая безработица наблюдается в и Карелии (9,2%), наименьшая – в Санкт-Петербурге - 3,8%. Большая часть населения (15,6 %) занята торговле, в обрабатывающей промышленности, IT-технологиях, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве и др.

Семья, воспитание и
образование

Под семьей, у вепсов повсеместно называвшейся kanz, (в северновепсской группе — pereh) понимается совокупность людей, связанных между собой брачными или родственными отношениями, имеющих общее местожительство и ведущих совместное хозяйство. В середине XIX — первой трети XX в. среди вепсов было распространено два типа семьи: малая (простая, нуклеарная, индивидуальная), состоящая из одной брачной пары (или одного из родителей) с неженатыми детьми или без детей, и большая (состав-ная), включающая две и более малые семьи.

Материальная культура

Усадьба вепсского крестьянина состояла из нескольких построек. Главной из них являлся комплекс срубных построек, в котором по типу распространённого в северных регионах «дома-двора» - дом (изба и примыкающие к ней не отапливаемые сени) объединялись в одно целое с двором (хозяйственной двухэтажной постройкой). Постройки имели двухскатную крышу. В доме-дворе в суровых северных условиях хозяйка ухаживала за скотом, не выходя на улицу.

Духовная культура

Несмотря на кажущееся обилие этнографических сведений, оснований говорить о серьезной изученности духовной культуры шорцев нет. Ко времени фиксации этих сведений этнографами у большей части шорцев представления о мироздании были существенно усложнены ввиду активного процесса христианизации, начавшегося во второй четверти XIX в. На это наслаиваются существенные локальные различия (возможно, объясняющиеся спецификой этнической истории родовых групп) и вариативность собственно локальных представлений о мире.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока