Институт этнологии и антропологии РАН
Попов Михаил, Арцемович Сергей |
Чулымцы. Материальная культура
Одежда.
Одежда состояла из рубахи и штанов. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья туникообразного покроя – из ситца или шелка, часто были оторочены мехом. Штаны первоначально были из налимьих шкурок, позднее – холщевые. И женщины, и мужчины имели камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), покрытые шелком. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала (тастар), полусферические шапки из красного бархата, опушенные лисьим мехом, с длинными красными шелковыми кистями, пришитыми к верху, зимние меховые шапки. В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овальнозагнутая спереди и сзади обувь), чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки. Женщины заплетали несколько кос, носили подвески, в том числе из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни. Мужчины надевали рубахи, шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани, обычно синего цвета) кафтаны (тар, шобур) со стоячим воротником, опушенным мехом росомахи или выдры, халаты из русских и среднеазиатских хлопчатобумажных тканей и китайской дабы, суконные штаны, зимой - тулупы, шубы, дохи из козьих и оленьих (лосиных) шкур, опушенные мехом шапки, шапки типа ушанок, поршни, обувь из тальниковых прутьев, мягкие унты из козлиной кожи, сапоги с косо срезанным верхом голенища, охотничьи сапоги-бродни, сапоги русского покроя. В XVIII–XIX вв. национальная одежда вытесняется русской.
Жилище.
Традиционные поселения – улусы – были зимними и летними. В летних поселениях занимались земледелием, выпасом скота, рыболовством, в зимних – охотой. К XIX – началу XX в. они были вытеснены постоянными поселениями, подобными русским деревням и селам; часто чулымцы селились вместе с русскими. В отдельных местах поселения назывались юртами.
Традиционные жилища – землянки ( одыг ), срубные полуземлянки ( кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольнойформы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища –чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII в. основным типомжилища становится русская изба, в XIX в. – пятистенные и крестовые срубные дома. В интерьере жилищ в каждойгруппе чулымцев были свои особенности,характерны чувалы ( чуал) с открытымиочагами, глиняные низкиепечи ( кемега) для приготовления пищи,нары или лавки, сундуки, полки с образамии домашней утварью. Основныехозяйственные постройки — амбары( клат ), хлевы (оран), сараи, бани,крытая часть двора или загороди дляскота.
Пища.
Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, с XIX столетия распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина); потребляли грибы и свинину. Рыбу вялили, сушили и коптили.
До конца XIX в. заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану и другие растения. Многие молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенного и сушеного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен или муки).
Средства передвижения.
Охотничий промысел зимой и рыбная ловля летом требовали и соответствующих для каждого рода занятий средств передвижения. Этот раздел материальной культуры чулымцев оказался наиболее устойчивым этнографически и сохраняется в современном быту не только чулымских тюрков, но и соседнего русского населения. Приводимые нами описания сделаны по материалам этнографических наблюдений среди тюркского населения Нижнего и Среднего Чулыма.
У чулымцев употребляются лыжи двух типов: камусные (подволоки) и лыжи-голицы. Камусные лыжи шана, сана (Средний Чулым) или мэгнэ (Нижний Чулым) могут быть как прямыми, так и выгнутыми, обычно с острым носком баш, несколько более округлым задником кастэ, равномерно широкие по всей длине. Устойчивым признаком является ширина лыж, составляющая от 16 до 20 см, но чаще равная 18-19 см. Более широкие экземпляры распространены в нижнем течении реки, где встречаются подволоки шириной до 25 см и более.
Лыжи изготавливались «по росту, на палец больше»; чаще всего встречаются экземпляры длиной в 150-160 см. Основу лыж делали из ели, сосны или пихты. Толщина основы обычно составляла около 1,5 см или больше, в зависимости от роста и веса лыжника.
У выгнутых лыж прогиб всегда располагается под ступательной площадкой, в центральной части или чуть ближе к заднику. Высота прогиба была равна приблизительно 5 см. Основу лыжи изгибали на специальном станке бала, четырехугольной раме с двумя поперечинами. У прямых, невыгнутых лыж - как подшитых, так и голиц - выгибали только носок. Высушив заготовку, опускали острый конец основы в кипяток, затем выгибали на бревне особой формы и вновь высушивали.
Для подшивки лыж-подволок чаще всего брали лосиный или олений камус пычак. Имеется несколько описаний лыж, у которых обшивка состоит из сшитыхвместе лосиных и конских камусов. Для изготовления одной пары подволок необходимобыло 18 оленьих или 12 лосиных камусов. Их соединяли с основой приклеиванием,предварительно сшив камусы лосиной жилкой сир. Сшивали спинки камусачерез край «в утайку», чтобы не было рубца. Клей челем варили из язевой чешуи,стерляжьего пузыря или из лосиных сухожилий и камусов. Других способов прикреплениякамусов чулымцы не применяли. Можно предположить, что им было известнопрежде и прибивание камуса деревянными гвоздиками, так как в некоторыхслучаях именно таким способом укрепляли берестяную подошву (тос, казын).
Крепление кайси, каис делали из сыромятной лосиной или конской кожи. Наиболее обычны трехпетельные крепления с петлями для носка, задника и подъема; ремни, продернутые друг в друга, закрепляются с помощью деревянных штырьков сый. Изредка крепления были двухпетельными.
Лыжи-голицы отличаются от камусных более острым носком, меньшей шириной (до 15 см), отсутствием выгиба и прямо обрезанным задником. Местное название голиц кана , каначак или тыгаргэ. На таких лыжах ходили по насту, использовали их и для работ вблизи дома или на рыбной ловле на реке. Лыжный посох таяк изготавливался из черемухового дерева, с кольцом из черемуховой сарги на конце.
Пешая лыжная охота требовала дополнительных приспособлений для переноски груза.
Чулымцы для этой цели использовали чугач, состоявший из деревянной рамы полуовальной или четырехугольной формы. Через отверстия, просверленные в раме, продевались ременные петли, которые надевали на плечи. Ремнями же на раме крепился берестяной или плетеный короб торач или коняк, в котором переносили рыбу, ягоду, охотничье снаряжение или добычу. Чугачи были мужского и женского типов; не отличаясь по конструкции, они разнились размерами. Вместе с тем такой конструктивно важный признак лыж саяно-алтайского типа, как отсутствие выгиба, не является обязательной особенностью чулымских лыж. Как прямые, так и выгнутые чулымские лыжи гораздо шире саяно-алтайских: 18-20 см у первых и 12-16 см у вторых. В то же время ширина лыж у чулымцев не достигает даже минимальных значений ширины лыж соседних самодийских, угорских и кетских народностей; они отличаются также известной тяжестью и грубостью изготовления.
Во время пешей зимней охоты чулымцы пользовались ручными охотничьими нартами шанак, чанак, татар-шор. Нарты чулымцев – прямокопыльные, с тремя или четырьмя парами довольно высоких (32-41 см) копыльев азак, аяк. Последние, прямоугольные в основании и слегка суженные вверху, вставлялись в пазы, сделанные в полозе тобан и нащепе шаха. Так же способом «в паз» соединялись передние концы нащепа с загнутыми концами полозьев.
В некоторых случаях передняя или задняя пара копыльев соединялась с нащепа саргой. Иногда копыл укрепляли в полозе дополнительно растяжкой. Вязки пезя , арма делали из черемуховых прутьев, укрепляя их на копыльях в том месте, где начинается тонкая часть копыла. Концы черемухового прута сгибали к середине и связывали саргой. Головные вязки пазэпсалган, соединявшие концы полозьев, тоже делали из черемухи. На вязки накладывали несколько длинных черемуховых прутьев, образовывавших дно нарты ку или агач («постельник»). Иногда вместо прутьев прямо на вязки клали доску чардэ, которую при необходимости можно было убрать.
Борта нарты и дно переплетали саргой, а в местах вязок укрепляли черемуховый прут, изогнутый в форме не замкнутого с одной стороны прямоугольника таким образом, что он накладывался одновременно и на борта, и на дно нарты. Боковые стенки кузова переплетали не всегда. Плетеная часть кузова носила название ору, оруктун.
Длина нарт колебалась от 1,5 до 2,5 м и более. Ширина их зависела от ширины лыж: нарту делали таким образом, чтобы ее полозья проходили по следу лыж. Ширина полозьев в среднем составляла 6-10 см, толщина их соответствовала толщине лыж - 1,5-2 см. Общая ширина нарты равнялась 40-42 см.
Материалом для изготовления нарт служили: «кремлевая» часть ели для полозьев, береза для копыльев, черемуховые жерди и прутья для нащепов и вязков. Впрочем, в некоторых старинных образцах полозья и копылья сделаны из лиственницы, а нащепы и вязки - из черемухи.
Особый интерес представляют немногие сведения об использовании чулымцами собак под тягло. В первые месяцы зимы по неглубокому снегу чулымские тюрки часто брали на охоту собак и иногда подпрягали к нарте. Чаще всего запрягали одну-двух собак. У чулымских тюрков преобладал шейно-грудной способ запряжки, при котором на шею собаки надевалась кожаная лямка - шлея, вверху на спине связанная тонкой веревкой-перемычкой. Другая веревка проходила под грудью, соединяясь со шлеей в месте соединения последней со спинной перемычкой. Постромка длиной до 2 м соединяла лямку с головными вязками нарт. Сейчас вместо кожаной лямки часто пользуются матерчатым поясом.
При другом способе запряжки применяли две лямки, в которые просовывали передние ноги собаки. Эти лямки соединялись на спине, и в месте соединения к ним подвязывали постромку. Для того чтобы петли не съезжали во время передвижения, обе лямки на груди собаки соединяли перемычкой. В случае запряжки двух собак постромку делали значительно длиннее и собак запрягали одну за другой.
Основным летним средством передвижения были лодки-долбленки. Способ изготовления и особенности их конструкции были однотипными для всего чулымско-тюркского населения. Лодку изготовляли обычно из осины, белого тополя (тополя-белолиста) или ветлы. Дерево срубали в апреле-мае и для заготовки лодки оставляли только комлевую часть. Глубина лодки рассчитывалась исходя из народной меры – «на полный обхват» - с прибавлением еще четверти этой величины.
Высушив заготовленное бревно на солнце, начинали черновую обработку: наметив топором контуры будущей лодки, с помощью прямого тесла в бревне вырубали продольный паз шириной 25-30 см и вычищали его скобелем. Затем боковыми теслами выбивались боковые стенки до известной толщины. Чтобы не нарушилась целостность бортов, в заготовке на равном расстоянии друг от друга набивали дырочки, в которые вставляли втулки-«сторожки» сый длиной чуть большей, чем будущая толщина борта лодки. Отверстия, оставшиеся от сторожков, потом заливали смолой.
Далее разводили небольшой костер, предпочтительно из березовых дров, строили козлы - одну или две пары и на них наклонно или горизонтально над костром устанавливали лодку, заливая ее горячей водой. Лодку пропаривали, поворачивая над костром. Затем начинался процесс разведения бортов. Для этого запасали большое количество черемуховых прутьев толщиной 2-2,5 см и, соизмеряя с шириной днища и бортов, вставляли их в борта таким образом, чтобы прутья слегка были согнуты. Распрямляясь, черемуховые упорины разводили борта долбленки-обласа. Когда упорины выпадали из расширившихся бортов лодки, их заменяли более длинными.