Уильта (Ороки)

hdfghfdg

Уильта (Ороки)

Уильта (уйльта, ульта, орочены/орочёны, ороки) – один из самых малочисленных народов России, насчитывающий три с половиной сотни человек в XXI веке. Всероссийская перепись населения 2020/21 не зафиксировала этническую принадлежность у части населения РФ, в т.ч. в местах основного традиционного расселения уильта, поэтому по официальным данным число граждан РФ, указавших свою принадлежность к данной этнической общности, оказалось заниженным – 269 чел., включая 216 чел., живущих «на территории преимущественного проживания» - в Сахалинской области.

Общие сведения о народе
Первые упоминания об этом народе относятся к концу 30-х годов XVII века. Малочисленность и отсутствие устойчивого наименования в статистических документах XIX-XX вв. столетиями приводили к некорректной фиксации численности уильтинской общности. Рассматривая этимологию этнонима Orok, лингвист Ю. Янхунен отмечал, что утвердившееся среди ученых мнение о связи этого слова с тунгусским термином «северный олень» несостоятельно. Это наименование народа вероятно закрепилось за «ороками» через языки их соседей – сахалинских айнов и гиляков. В отличие от гиляков и айнов, а также от ульчей (на материке), для «ороков» оленеводство стало основой жизнедеятельности, но название ороки старше, чем их оленеводство.
Краткая
историческая
справка

С конца 50-х – начала 60-х годов XIX в. начинается деятельность православных священников и миссионеров на Сахалине, о чем свидетельствуют Метрические книги, хранящиеся в Государственном архиве Сахалинской области. Как отмечал начальник Государственного архива Сахалинской области А.И. Костанов , большинство сахалинских церквей было построено в 80-90-е годы XIX в., когда шло быстрое заселение острова, строительство ссыльных поселений и каторжных тюрем. Самые ранние записи в метрических книгах, хранящихся в Государственном историческом архиве Сахалинской области, относятся к 1869 г., самые поздние – к 1925 г.

Краткое описание
природной среды

Сахалинская область – единственный в стране островной регион, расположенный на 87 островах, включающий остров Сахалин с прилегающими к нему территориями островов Уш, Зенковича, Монерон, Тюлений и две гряды Курильских островов (Большой и Малой). Климат области, в основном, формируется под влиянием Азиатского материка и Тихого океана. Большая протяженность Сахалинской области с севера на юг, а также взаимодействие ряда других факторов (значительная меридиональная протяженность, сложность рельефа, влияние омывающих морей и их течений и другие) обусловливают существенные различия климата в разных районах. Продолжительность холодного периода составляет 140-200 дней. Средняя температура января – от -19,7 до -22,3ºС.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Природные ритмы способствовали формированию комплексности уильтинского хозяйства, подробно описанного Т.П. Роон (1996). Весна и лето – время добычи морских млекопитающих и хода лососевых рыб на нерест: нужно уходить из тайги к устью рек, на заливы, к Охотскому морю, где было меньше мошки и комаров и больше хороших пастбищ. На зиму мигрировали в горные таежные места, где охота давала свежее мясо и ценную пушнину. Кочевые маршруты и стойбища располагались вблизи рек. Каждая община или род, по описанию Б.О. Пилсудского, следуя сложившемуся обычному правилу «доро», имела свою территорию для сезонных миграций и охоты, пастбища для оленей, места для ловли рыбы.

Общество и
экономика региона

Промышленная добыча нефти на северо-востоке Сахалина началась с 1920-х годов. Развитие этой отрасли очень чувствительно повлияло на экономику Сахалина в целом, а также на увеличение числа приезжего населения (часть которого оказалась интегрирована в постоянное население острова). Были образованы Ногликский и Охинский административные районы. В 1960-1980-е годы коренные народы острова, включая уильта, попали в такую социальную ситуацию, когда во много раз увеличилось влияние межэтнической среды: буквально рядом с их селениями возникали, как отмечает Т.П. Роон, крупные поселения (этнически смешанные), где жил весь обслуживающий персонал нефтегазовых объектов. При образованиях колхозов и совхозов естественно менялась система традиционного уильтинского рыболовства и оленеводства, пострадал охотничий промысел.

Социальная
ситуация
и проблемы

Основным источником жизнедеятельности большинства представителей уильтинского общества служит рыболовство (на реках и заливах) и добыча морепродуктов, сбор лесных ягод. Национальные родовые хозяйства в местах основного расселения уильта и в Ногликском, и в Поронайском районах Сахалинской области имеют межэтнический состав (уильта, эвенки, нивхи и др.), что абсолютно естественно в среде многонационального общества острова Сахалин. В среде южной группы уильта национальные хозяйства занимаются главным образом рыболовством и сбором/заготовкой морской капусты (ламинарии и фукуса), лесных ягод, некоторых лекарственных трав.

Семья, воспитание и
образование

Процессы рождения, воспитания, познания жизни, обучения промыслам и ремеслам, взросления проходили в системе родовых отношений уильта и регулировались нормами внутриродовой и межродовой жизнедеятельности. Материалы архива МАЭ РАН дают такие сведения о родовой системе: «Революция застала ороков на стадии разложения отцовского рода... сохранились...: деление на роды со счетом родства по отцовской линии, родовое имя, экзогамия, элементы коллективного производства, следы классификационной системы родства, и некоторые другие.»

Материальная культура

Хозяйственно-культурный тип уильта, а значит, и материальная культура имеет многокомпонентный характер, близкий к тунгусскому. Выбор национальной пищи, жилища, средств передвижения, костюма был подчинен кочевому образу жизни. Главными жизненно необходимыми промыслами стали охота на дикого зверя (включая дикого оленя сиро) и птицу, рыболовство, морской зверобойный промысел, добыча морепродуктов (включая морскую капусту), собирательство съедобных растений, ягод. Оленеводство, прежде всего, развивалось с целью создания возможности мобильного передвижения при перекочевках и во время охоты, то есть носило транспортный характер.

Духовная культура

Полной картины мира исследователям не удалось записать, существуют лишь отрывочные данные из рассказов уильта поколений конца XIX – первой половины XX вв., полученные в разные годы во время научных полевых изысканий И.С. Полякова, Б.О. Пилсудского, Б.А. Васильева, К.А. Новиковой, Т.И. Петровой, Ю.А. Сема, Л.И. Сем, И.В. Недялкова и др. По одной из версий Верховный первопредок и творец мира Хадау (Jадухи) ехал на оксō (оленьи нарты) вниз по мировой горе. Для управления солнечными оленями он использовал животворящий шест (из черемухи, мировое древо жизни). При спуске под гору в местах торможения шестом образовывались реки и излучины (Васильев, 1929).

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Персоналии
Известные представители народа
Авторо орокско- русского и русско-орокского словаря
«Женщина года» Сахалинской области
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока