Эвены – один из тунгусо-маньчжурских народов, относится к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Эвены расселены преимущественно на Северо-Востоке и Дальнем Востоке России. Численность эвенов, согласно переписи 2020/21 годов – 19 975 человек (по данным Всероссийской переписи 2010 года – 22 383 человек). Эвены живут в пяти территориально-административных образованиях Дальневосточного федерального округа.
Эвены представляют собой родственный эвенкам народ, его северо-восточную ветвь. Разделение тунгусов на западных и восточных произошло примерно в XII веке. Расселение тунгусов по территории Северо-Востока Сибири привело к появлению ламутов – современных эвенов. В ходе исторических миграций эвены вышли в новые географические регионы тундры и лесотундры, населенные палеоазиатами – юкагирами, коряками, ительменами, чукчами.
Территории расселения эвенов относятся к районам Крайнего Севера. Географически огромная территория Северо-Востока Сибири, где живет большинство эвенов, начинается к востоку от долины Лены и нижнего течения Алдана и простирается до берегов Берингова моря. Горы и плоскогорья занимают 2/3 территории Северо-Востока. Территории, которые освоили эвены – горно-таежная, горно-тундровая и лесотундровая зоны, представлены многочисленными водораздельными цепями систем горных узлов и отрогов, плоскогорий, горных лесов, в окружении горных озер, рек и речек.
Перекочевки эвенов разных групп происходили в меридиональном направлении по системам рек Тихого и Ледовитого океанов, а также, в меньшей степени, в широтном и высотном (вертикальном) направлениях, что связано с выраженной поясностью ландшафтов. Благодаря использованию различных стратегий передвижения эвенам удавалось адаптироваться к разнообразным природным условиям и извлекать необходимые для жизни ресурсы.
Удельный вес эвенов в общей численности населения районов их преимущественного проживания практически нигде не составляет большинства, они живут в соседстве с преобладающими по численности народами. Две трети эвенов расселены в этнически смешанной среде, и во многих случаях их доля среди местных жителей низкая. Тем более это касается городов. Однако в городах сосредоточено большинство эвенской интеллигенции и различные общественные организации.
Эвены заняты в различных сферах деятельности – в образовании, воспитании, здравоохранении, культуре, науке, управлении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах. Значительная часть эвенов, проживающих в сельской местности, занята в традиционных отраслях хозяйства – в оленеводстве, рыболовстве, охоте, животноводстве.
Кочевые эвены жили малыми или расширенными семьями, существовали патрилинейное родовое деление, а соседи объединялись в территориально-соседские группы. В настоящее время преобладает малая форма семьи. Малые семьи состояли из родителей и их детей, большие включали бабушек, дедушек, родственников по боковой линии. Нередко брали детей на воспитание. Главой семьи был отец, или старший по возрасту мужчина, реже – женщина. Все хозяйственные вопросы были в их ведении. Женщина пользовалась уважением, к ее мнению прислушивались.
Основу питания эвенов составляли мясо копытных животных и рыба. Эвены прекрасно разбирались во вкусовых качествах мяса, которые зависели от пола и возраста животного, сезона года, обстоятельств добычи. Тушу разнимали по суставам ножом. Согласно обычаю дара и дележа нимат, добытое крупнокопытное животное обязательно делили с соседями.
Модель мира у эвенов имела вертикальную ориентацию: средний мир живых, нижний мир умерших, верхний мир Бога и ангелов. Имелись представления и о горизонтальном расположении миров, которые соединяла невидимая река. Наиболее полными знаниями об этих мирах обладали шаманы и сказители, которые нередко совмещались в одном лице.