Вернуться

 

  Институт этнологии и антропологии РАН
Попов Михаил, Арцемович Сергей

Чулымцы. Искусство, промыслы и ремесла.

 

 

Декоративно-прикладное искусство в традиционных формах, к сожалению, практически полностью утрачено чулымцами в последние десятилетия XIX в. и за советский период. Мы практически ничего (или очень мало, по крайней мере) не знаем из этнографических материалов о традиционных чулымских орнаментах, вышивке, украшениях; все доступные в данном случае данные сводятся либо к археологическим, либо к упоминаниям чулымского искусства географами и историками XVIII-XIX веков.

 

Материалы из фондов экспедиций Э. Л. Львовой (МАЭС 458-2, Е. Димитрова, П. Толбанов) подтверждают, что как минимум на верхней одежде орнаментальной вышивки как заметной детали не было.

 

Пояс
Архив Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета
Архив Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета
Игольница
Архив Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета


Единственным вышитым предметом одежды выступает пояс – однако, возможно, здесь вышивка заменяет другие методы украшения (поясные накладки, упоминаемые В. В. Радловым).

При этом все три источника единодушно сходятся в том, что отсутствие у чулымцев традиций орнаментальной вышивки не означало отсутствия украшений как таковых. Их как раз было много, и даже очень много – но другого типа: накладок / нашивок, подвесок, колец, бисера и бус.

Т.е., проще говоря: кодификатором «красивого», «праздничного» в чулымском традиционном костюме выступала не «традиционная», нитяная вышивка – но вышивка бисером и / или металлические украшения (роль металла как признака богатства / красоты вообще очень характерна для чулымского фольклора, судя по некоторым источникам).

 

Бисер выступает основным материалом для украшения женской одежды. Им богато расшита одежда, шапка и обувь шаманки из Зырянского могильника; украшения краев и подола женской одежды упоминает И. Г. Георги в 1772 г.; расшитые бисером ботинки (при уже русском, по сути, костюме в целом) упоминает как деталь праздничной одежды своей молодости П. М. Будеева (МАЭС 458-8). Заметим: как отмечает О. Б. Беликова, предпочтительное использование голубого бисера в костюме молодой женщины (20-25 лет) и белого - более старшей (30-40 лет), возможно, отражало особенности эстетического и символического цветовосприятия.

Основные украшения из металла у женщин – серьги («в форме знака вопроса», украшенные цветными стеклянными бусинами – в XVI веке, в Зырянском могильнике; «длинные, тяжелые, чуть уши не отрывались» - у информантов Э. Л. Львовой, родившихся в 1900-10-х), многочисленные накладки на одежду и пояс, кольца. Мужской костюм намного лаконичнее в плане украшений – для него реконструируются единичные накладки на одежду и обувь, украшенный металлическими накладками пояс плюс один или несколько перстней.

Бусы, наконец, служат во всех источниках одним из основных женских украшений, наряду с бисером; в мужском же костюме встречаются только единожды - как шаманский атрибут. Важность бус, наряду с серьгами, как одного из основных женских украшений – очевидно, ещё одна из констант чулымской традиционной культуры, дожившая вплоть до ХХ века; от обилия бус на телах женщин из Зырянского могильника – до упоминаний обилия бус как детали праздничного костюма времен молодости информанток Э. Л. Львовой.

 

Кроме того, у И. Г. Георги приводится весьма значимая деталь: «девки заплетают волосы в великое множество кос и что как сие последние, так и бабы носят татарские фаты (тастар)» (Беликова, с. 147). Итак, ещё одна очень значимая деталь женского костюма – тастар (термин татарского происхождения; неизвестно, увы, как он назывался по-чулымски); если судить по схожим сибирско-татарским образцам, «татарская фата» представляла собой длинный и широкий белый платок, надевавшийся под шапку и спадавший на плечи и спину.