Эвенки (тунгусы; самоназвание — эвенкил) занимают второе место после ненцев по численности среди коренных малочисленных народов Севера (около 35 тыс. чел). Живут также в Китае и Монголии.
Существует несколько гипотез о происхождении эвенков: южная, из районов междуречья Хуанхэ и Янцзы (С.М. Широкогоров); прибайкальская (Г.М. Василевич и А.П. Окладников); забайкальская и верхне- и среднеприамурская (В.А. Туголуков, М.Г. Левин, А.П. Деревянко). Эти гипотезы строятся на данных археологических раскопок, исследованиях в области физической антропологии, лингвистике и этнографических, то есть культурных особенностях. Г.М. Василевич и А.П. Окладников считали, что формирование прототунгусов происходило в среде охотников неолита байкальской культуры, в горно-гольцовых районах южного Прибайкалья. Толчок их миграциям дал приход в Сибирь с юга тюркоязычного населения, предков якутов. В.А. Туголуков, М.Г. Левин, А.П. Деревянко считали, что гипотетическая прародина тунгусо-маньчжуров находилась или в Маньчжурии, или в верхнем и среднем течении Амура.
Природная среда, в которой живут эвенки, исключительно разнообразна. Условия природной среды наложили отпечаток на особенности культуры и хозяйства эвенков. Большинство эвенков живут в тайге и горной тайге Средней и Восточной Сибири и Дальнего Востока. И сегодня большинство эвенкийских поселений расположено в таежной местности. Тайга располагается в умеренной влажной географической зоне. В тайге преобладают хвойные леса. Различают тайгу светлохвойную (сосна, лиственница) и темнохвойную (ель, пихта, кедр). Для таежной зоны характерны относительно короткий вегетационный период, холодная зима с устойчивым снежным покровом, короткое, иногда жаркое, лето. Большинство сибирских рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана (например, Енисей, Лена), дальневосточных – к бассейну Охотского моря (наиболее крупная – Амур). В сибирской тайге расположены множество озер, самое большое и уникальное – озеро Байкал.
Большинство эвенков были охотниками-оленеводами. Небольшая часть эвенков жили полуоседло и оседло, занималясь, наряду с охотой, скотоводством или земледелием. Продукция охоты, рыбного промысла давала пищу и одежду. Купцы в обмен на шкурки пушных зверей предлагали товары – чай, муку, соль, мануфактуру, посуду.
Удельный вес эвенков в общей численности населения районов их преимущественного проживания нигде не составляет большинства, они живут в соседстве с преобладающими по численности другими народами. Доля эвенков, живущих в сельской местности, по данным 2002 г., варьирует от 0,3% в Амурской области до 21,5% в Эвенкийском муниципальном районе (бывший автономный округ) Красноярского края. На остальной территории Красноярского края эвенки составляют не более 2,3%, в Бурятии – 2,2%; в Забайкальском крае – 2,2 %, в Иркутской обл. – 0,5%. Большинство населенных пунктов, в которых сегодня живут эвенки, расположены в тайге в местах их оседания в период перевода на оседлость. Соседями эвенков являются русские и представители других народов России.
На территориях преимущественного проживания эвенков в настоящее время имеются ограниченные возможности для устойчивой практики традиционных хозяйственных занятий, в особенности тех, что связаны с промысловой пушной охотой и таежным оленеводством. Причины такого положения комплексные, они разнятся от региона к региону. Это, прежде всего, низкие закупочные цены на шкурки соболя и других пушных зверей, дороговизна транспорта и ГСМ, трудности доступа к охотничьим территориям, а также возросшая конкуренция. Кроме того, изменение климата вызывает смещение сроков охоты. Сокращается территория, пригодная для охоты и оленеводства в результате отчуждения таежных территорий под экстенсивное промышленное освоение.
Семья (терминологически более точно – «большая семья», поскольку она включала зачастую не только супругов и их детей, но и родителей супругов; средний размер семьи в 1889 г. составлял 5,6 чел.) являлась основной социальной ячейкой общества у шорцев уже, по крайней мере, с середины-конца XIX века, а в северной части Шории и ранее. В течение XIX века выделение семей было окончательно закреплено благодаря введению фамилий (тӧл).
Традиционное питание эвенков подверглось сильной трансформации вследствие природно-экологических изменений, социально-экономических и культурных преобразований. Основой питания таежных эвенков было и сегодня остается свежее мясо крупнокопытных животных, дичь и рыба, т.е. продукты местного происхождения. Охотник на месте добычи зверя после его разделки может съесть кусочки сырой печени, почек, сердца. Эвенки любят строганину – сырое мороженое тонко наструганное мясо или рыбу. Охотник, добыв зверя, обязан был поделиться с родственниками, соседями и даже незнакомыми людьми. Это обычай нимат, он отчасти сохраняется до настоящего времени.
Эвенкийский фольклор представлен мифами, сказками, героическими сказаниями, преданиями и легендами (эвенки называют их одним словом *нимнгакан*), рассказами о случаях, сохранившихся в памяти живущих – *улгур*, а также песнями-импровизациями, песнями с устоявшимися текстами, переводными и шаманскими, загадками, поговорками, оберегами и запретами.