Самоназвание — саами, саамь, русские называли их лопарями, лопью (этимологизируется из финского как «жители окраинной земли»). Общая численность в Российской Федерации — 1991 чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа. Живут также в Норвегии, Швеции и Финляндии.
С праисторических времён Кольский полуостров находился на путях миграций и коммуникаций между западом (Скандинавией) и востоком (Русским Севером). В заселении севера Фенноскандии, начавшемся около 11 тыс. лет назад, сошлись западноевропейский и восточноевропейский потоки мигрантов, предков скандинавов (индоевропейцев) и финнов (уральцев), образовавших цепь раннеголоценовых культур маглемозе-фосна-комса-аскола-кунда (Шумкин 2001: 17–24). Береговые стоянки кольского арктического палеолита датируются концом VII — началом VI тыс. до н. э. Кольскую провинцию осваивали предки саамов, связанные культурными и генетическими узами с лежащим к югу и востоку уральским этнокультурным массивом.
Кольский полуостров расположен в Заполярье и омывается на севере и северо-востоке Баренцевым морем, на юге и юго-востоке — Белым морем. На западе Кольского полуострова располагаются горные массивы Хибины (высота 1 191 м) и примыкающие к нему Ловозерские тундры (высота 1 120 м). На востоке у морских берегов в рельефе преобладают впадины, плато и террасы, покрытые лесом, лесотундровым редколесьем, горными и приморскими тундрами. По ландшафтной зональности Кольский полуостров состоит из тайги и тундр. Важные для кочевников‑оленеводов открытые пространства тундр тянутся неширокой (около 100 км) полосой по морскому побережью (вдоль Мурманского берега, огибая полуостров с востока, сходят на нет в районе Чаваньги на Терском берегу Белого моря).
Саамы, жившие по морскому побережью и по берегам рек и озёр, издавна занимались рыболовством, сочетая его с охотой на дикого оленя, пушного зверя, а также промыслом морского зверя. Традиционной основой экономики уже давно является оленеводство, для которого в прошлом был характерен вольный выпас оленей. В настоящее время развиваются также молочное животноводство, огородничество.
Регион проживания кольских саамов одновременно сочетает в себе высокоурбанизированные районы с оазисом традиционного оленеводства (Головнёв и др. 2018: 261).
Мурманская область является одним из стратегических регионов страны в составе Северо-Западного федерального округа. Крупнейший порт и единственная незамерзающая глубоководная гавань в российской Арктике Мурманск сочетает в себе функции главной базы Северного морского пути и Северного флота (военного, атомного ледокольного, торгового, тралового, морского рыбного), форпоста геополитики России на севере Европы и центра рыбной промышленности Баренц-региона.
Cогласно данным исторической литературы в XVII в. на Кольском полуострове проживало около тысячи саамов, в конце XVIII в. — около 1300. По данным ревизских сказок в 1723 г. в русской Лапландии проживало 566 саамов-мужчин, в 1796 г. — 788. Известно также, что в 1785 г. здесь проживали 243 саамские семьи. По ревизии 1850 г. на территории полуострова проживало 1695 саамов, а в 1884 — 1398.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в мае-июле 2021 г. уровень безработицы по Мурманской области составлял 6,0%. Традиционными сферами занятости саамов является оленеводство, рыболовство и охота. В 2019 г. процент населения Мурманской области занятых в этих сферах, а также в сельском хозяйстве составлял всего 3% от всех работающих, причём наблюдется тенденция снижения занятых в указанных сферах труда. Самый большой процент трудящихся занят в сфере торговли и ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (Мурманская область. Статистический ежегодник 2020: 48)
Традиционная пища саамов состоит из оленьего мяса и рыбы; в качестве приправ широко используются ягоды: морошка, брусника, вараника и др. В западных районах ареала саамы употребляют также оленье молоко.
Полукочевой образ жизни определил типы традиционных построек. Постоянным зимним жилищем в саамских поселениях — погостах была срубная однокамерная постройка с окном и плоской дощатой крышей. Временным летним жилищем служила постройка из жердей в форме усечённой четырехгранной, иногда шести или даже восьмигранной пирамиды (кота у скандинавских и вежа у кольских саамов). Покрытие состояло из поставленных наклонно вплотную друг к другу жердей, берёзовой, сосновой или еловой коры и дёрна. Пол выстилался ветками и оленьими шкурами, в центре устраивался очаг. При перекочёвке использовали куваксу — шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, зимой — оленьими шкурами.
Традиционное мировоззрение саамов было основано на целостности восприятия окружающего мира, который, кроме материальных предметов, был наполнен божествами и духами-хозяевами природных объектов. Многие из этих верований сохранились до начала ХХ вв., что было обусловлено ведением традиционной хозяйственной деятельности саамов — рыболовством, оленеводством и охотой. Только с переходом на оседлость, появлением колхозов и совхозов в 30-х годах ХХ в., а также ведением антирелигиозной пропагандой кольские саамы утрачивают большинство дохристианских верований, хотя некоторые элементы древних религиозных воззрений сохраняются до сих пор
Современное саамское культуротворчество тесно связано с созданием в 1994 г. Национального культурного центра (с 2009 г. Ловозерский районный национальный культурный центр), где многие саамы смогли познакомится со своей этнической культурой. Местные жители собирались здесь чтобы угостить друг друга национальными блюдами, вспомнить и станцевать саамскую кадриль. Здесь проходили курсы по изучению саамского языка, преподавались традиционные ремесла, проходили репетиции фольклорных ансамблей. Старшее поколение смогло передать свои знания молодым (Галкина 1999). Одним из ярких творческих представителей молодого поколения является Ярсем Галкин, который впервые в России читает рэп на саамском языке. Молодой исполнитель первый раз выступил в 2016 г. на традиционных Летних саамских играх, где представил песню, посвящённую саамской молодёжи.
Декоративное искусство и ремесла саамов связаны с их традиционным типом ведения хозяйства и географическими особенностями их места проживания. Материалы и техника изготовления схожи с используемыми другими народами Арктики, хотя и имеются некоторые различия. Вещи и их художественное оформление изготавливали из местных материалов (мех, кожа домашних и диких животных, шкурки и перья водоплавающих птиц, овечья шерсть, кость, дерево, береста) и из покупных (сукно, бисер, металлические элементы). Декор, которым украшались изделия практически целиком состоял из геометрических орнаментов, без животных мотивов (Волков 1939). После появления на Кольском полуострове коми-ижемцев и ненцов, саамы начинают использовать заимствованный от этих народов орнамент.
Уже в конце XIX в. среди саамов была распространена малая семья — обычно после женитьбы сыновья отделялись от хозяйства отца и заводили своё собственное. Женщина имела в семье высокий статус, хотя в отношении к ней существовал ряд запретов. Так, ей запрещалось заходить в переднюю часть вежи, где было «чистое» место, она не могла заходить на территорию святилищ и прикасаться к шаманскому бубну. С другой стороны, женщина была хранительницей очага, она имела влияние на все, что касалось детей, к тому же зачастую участвовала в промыслах. Согласно мнению Николая Николаевича Харузина, одного из ярких исследователей культуры саамов конца XIX в., в семье не было чёткого распределения на мужские и женские работы, что и являлось основой относительного гендерного равноправия (Харузин 1890: 301–302). Можно отметить, что в условиях кочевой или полукочевой жизни в Арктике, каждый человек должен уметь делать всю работу, которая гарантирует выживание, в случае утраты мужа или жены