Тофалары

hdfghfdg

Тофалары

Современное название народа происходит от самоназвания тофа (тоф. тоъфа, другие варианты произношения тыфа, тыпа, топа). В названии «тофалар» использовано окончание множественного числа существительного в тюркских языках и обозначает «представители народа тофа, люди тофа». В научной литературе и других источниках также известно старое название тофалар – карагасы, которое использовалось до 1934 г.

Общие сведения о народе
Тофалары – это один из самых малочисленных тюркских народов. Первое упоминание числа тофалар относится к 1675 г. – 340 человек (Долгих 1960: 254), согласно данным переписи населения 1897 г. тофалар насчитывалось 389 человек, в первой переписи населения Советского Союза число тофалар составляло 414 человек. Согласно переписи населения 2010 г. численность тофалар составляла 762 человека. Известный этнограф, исследователь тофаларской культуры Б.Э. Петри указывал на то, что в русских летописях и в архивных данных нет упоминания о массовой гибели тофалар, следовательно, их численность со времен появления русских поселенцев оставалась стабильно небольшой.
Краткая
историческая
справка

Тофалары являются одним из древнейших народов Саян. Этноним «тофа» связан с древним племенным образованием дубо, которое кочевало по территории Великой степи южнее Алтая и Саян (Вайнштейн 1961: 6, 15-16; Рассадин В. 1971:4). Упоминание этого племени встречается в китайских летописях династии Северная Вэй (IV-VI вв.) и династии Тан (VII-X вв.) (Бичурин 1950: 348), а также в форме «туба» («тубас») в монгольской хронике «Сокровенное сказание монголов» (Козин 1941: 171-178). Данное название сохранилось у некоторых тюркских народов региона: тыва – у тувинцев России, дыва (тува) – у тувинцев Цэнгэльского сомона Монголии и кек-мончаков Монголии и Китая, туха (тухалар) – среди цаатанов и уйгуро-урянхайцев Монголии, туба (тубалар) – у малочисленного народа Северного Алтая (субэтнос в составе алтайцев) и родового подразделения хакасов-качинцев.

Краткое описание
природной среды

Тофалары проживают компактно на территории Тофаларии (до смены названия народа Карагасии), края у которого нет определенных границ. Его площадь примерно 21 000 кв. км и занимает приблизительно те земли, по которым кочевали тофалары. Это северо-восточные склоны Восточного Саяна в верховьях рек Уда, Кара-Бурень, Бирюса, Гутара, Кан, Ия и левых притоков реки Ока. Вся территория Тофаларии – это высокогорье, рассеченное долинами рек. Известный сибирский писатель В.Г. Распутин не зря назвал Тофаларию «краем возле самого неба» (Распутин 1982), ведь здесь находятся одни из самых высоких вершин Восточных Саян – пик Поднебесный (2924 м), Триангуляторов (2875 м), Грандиозный (2742 м).

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Главными занятиями тофалар со времени их первых описаний в русских источниках и до сих пор остается охота и оленеводство, причем, основным источником пищи и материалов для изготовления одежды и жилища были дикие животные. Олени использовались главным образом как верховой и вьючный транспорт, а также как источник молочных продуктов.

Общество и
экономика региона

Тофалария находится на юго-западе Нижнеудинского района, входящего в состав Иркутской области. Иркутская область, субъект Российской Федерации, является самой восточной частью Сибирского федерального округа, созданного в 2000 г. и занимает в нем второе место по территории, после Красноярского края. Освоение этих земель русскими казаками начинается в XVII в. Иркутский (Яндашский) острог, давший начало современному крупному городу Сибири, был основан в 1661 г. Город является одним из главных культурных и экономических центров Восточной Сибири. Иркутская область это один из лидеров Сибирского федерального округа по многим экономическим показателям: инвестициям, выплате налогов, прибыльности и валовому региональному продукту.

Социальная
ситуация
и проблемы

Географическое положение Тофаларии, климатические условия, природные ресурсы, отдаленность от районного центра и отсутствие дорог сильно влияет на доходы и социальную ситуацию региона. Небольшое количество жителей и отрезанность от внешнего мира влияет на то, что в Тофаларии относительно спокойная криминальная обстановка – по рассказам местных жителей до недавнего времени здесь никто не запирал дверей. Все жители друг друга хорошо знают и в случае конфликтов пытаются решить их на месте. Полицейского участка нет, ближайший из них находится в Нижнеудинске. В поселках существует проблема самогоноварения и пьянства, которую трудно решить из-за отсутствия полиции.

Семья, воспитание и
образование

Все тофалары делились на роды (нён), которые в свою очередь делились на патронимии (аал), в которые входили от двух до пяти семей. Аалы назывались по имени предка или по названию местности кочевания. Каждый род и входящие в него патронимии имели свою постоянную территорию проживания, где они могли охотиться и кочевать. В советские времена, при создании фамилий для тофалар использовались или названия патронимий, или имя предка. Аал представлял собою стойбище из нескольких чумов, жители которых вместе охотились, занимались собирательством и кочевали. Иногда в стойбище могли жить и представители разных патронимий, что было обусловлено экономическими причинами (Вайнштейн 1968: 66). До сегодняшнего дня большинство тофалар знает, к какому роду они принадлежат и где их земля, на которой они могут охотиться.

Материальная культура

Основой питания было мясо диких копытных. Чаще всего его варили в котле, ели отдельно вареное мясо и запивали мясным бульоном, который приправляли саранкой, диким луком или черемшой. В сезоне, когда били боровую и водоплавающую птицу, ее также варили или жарили над огнем. Ели также почки, печень и сердце диких животных. Когда забивали домашнего оленя, из его крови и кишечника готовили кровяную колбасу. Мясо вялили, подвешивая в чуме на шестах над очагом. Рыбу ели реже – жареную и сырую зимой, главным образом, когда не хватало мяса. К мясу подавалась тофаларская лепешка, приготовленная из теста, замешанного из муки и воды. Изначально мука изготовляли из сушеных и измельченных корней сараны и реже кандыка, который произрастал только на западе Тофаларии.

Духовная культура

Основу религиозных верований тофалар составлял шаманизм с трехуровневым миром и большинством количеством богов и духов, обитающих в этих мирах. Благодаря взаимодействию с соседними народами в этой религиозной системе присутствовало влияние буддизма и православия. В верхнем мире обитало верховное божество (Бурhан или Кудай) и его помощники. Средний мир населен людьми, животными и множеством духов, часть из которых благоволит людям, а часть наоборот стремиться навредить. Добрых духов следует благодарить и делать им подношения за помощь людям, а вредоносных задабривать, чтобы они не мешали людям. Нижний мир – это царство мертвых во главе которого стоит их владыка Эрлик (Эрлик-хан).

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Персоналии
Известные представители народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока