Телеуты

hdfghfdg

Телеуты

Телеуты – один из малочисленных тюркских народов Южной Сибири. Общая численность этой этнической группы, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., составляла 2650 чел., в 2010 г. – 2643 чел. Более 95% телеутов живут в Кемеровской области, в основном в селах и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов. Небольшие группы телеутов, часть из которых до сих пор сохраняет телеутскую этническую идентичность, живут в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края, а также в Республике Алтай.

Общие сведения о народе
Телеуты устойчиво сохраняют этническое самосознание и самоназвание, определяя себя преимущественно как телеңет (мн ч. – телеңеттер), телеуты (при общении на русском языке), а также как пайаттар (“бачатцы” – от телеутского названия рек Большой Бачат и Малый Бачат – левых притоков р. Ини), тадар-кижилери (“татарские люди”), или тадарлар («татары», то есть тюрки). Под именем байаттар, или пачаттар телеуты известны алтайцам и шорцам.
Краткая
историческая
справка

Судя по тем данным, которыми в настоящее время располагают востоковеды, этноним «телеуты» является одним из древнейших на территории Сибири и Центральной Азии. Через переходные формы (теле, ch'ih-le и др.) он возводится к этнониму Ting-Ling = “динлины”, известному из китайских источников с 201 г. до н.э. Однако в целом вопрос о соотношении этнонимов динлин, теле, долагэ, доланьгэ, теленгут, встречающихся в китайских, персидских, монгольских письменных источниках, с этнонимом «телеут», а также о культурной или генетической связи групп населения, определявших свою этническую принадлежность данными этнонимами, не имеет до сих пор удовлетворительного решения и продолжает оставаться одним из наиболее сложных в истории народов Центральной Азии.

Краткое описание
природной среды

В ХVIII – начале XX вв. в различных видах хозяйственных занятий телеутов сочетались черты, присущие как скотоводам-кочевникам, так и оседлому таежному населению, так и заимствованных от русских крестьян. Комплексность хозяйства была присуща всем территориальным группам телеутов и особенностями их хозяйства можно считать лишь бóльшую или меньшую роль какого-либо одного из хозяйственных занятий. Последняя обусловливалась наличием пастбищ или их постепенной распашкой, или же близостью горно-таежных массивов, благоприятных для развития таежной охоты и сбора кедрового ореха.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Современная структура хозяйственных занятий телеутов во многом определяется близостью телеутских населенных пунктов к промышленным центрам городов Белово и Новокузнецк и занятостью значительной части работающего мужского населения на предпритиях угольной промышленности Кузбасса. По-прежнему в формировании семейных бюджетов остается существенной роль торговли продуктами питания (в основном, мясом и молочными продуктами) на городских рынках.

Общество и
экономика региона

Кемеровская область — Кузбасс расположена на юго-востоке Западной Сибири. Протяженность области с севера на юг почти 500 километров, с запада на восток — 300 километров. Площадь региона — 95,7 тыс. кв. километров, что составляет 0,6% территории Российской Федерации.

Социальная
ситуация
и проблемы

Кузбасс — особый регион в отношении социально-профессиональной структуры населения, которая в основном предопределена спецификой ресурсно-ориентированной индустриальной экономики региона. В отраслевой структуре занятости абсолютно преобладает промышленность (31,3% занятых).

Семья, воспитание и
образование

Особой ритуальной насыщенностью характеризовалась телеутская свадьба той. У телеутов были распространены две формы брака – сговор и умыкание (похищение) невесты. Причем сговор иногда производился родителями малолетних или даже еще не родившихся детей. Еще в 1920-е годы практиковались браки с участием несовершеннолетних, когда взрослую девушку выдавал замуж за 10–12-летнего мальчика.

Материальная культура

Основным типом поселений (улусов, деревень) телеутов уже к середине XIX века стал стационарный. Преобладала уличная планировка. Усадьбы располагались поблизости друг от друга и были вытянуты вдоль центральной улицы иногда на 2–3 км. Большинство улусов не имело ярко выраженного членения по родовому или этническому признаку. Исключение составляли “концы” или “кварталы”, существовавшие, впрочем, как в телеутских, так и в русских деревнях.

Духовная культура

Наиболее исследованным у телеутов оказался шаманизм, который при существенном сходстве с шаманизмом других народов Саяно-Алтая, имел свои отличительные черты.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Персоналии
Известные представители народа
Персоналии
Известные исследователи народа
Доктор исторических наук
Кандидат филологических наук
Кандидат филологических наук
Доктор исторических наук
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока