Чуванцы — коренной народ Северо-Востока Сибири, в настоящее время живут в населенных пунктах среднего и нижнего течения р. Анадырь. Их родной язык, вероятно, близкий к юкагирскому, утрачен. По данным Всероссийской переписи 2010 г. на территории страны зарегистрировано 1002 чуванца, по данным 2020 г. — 900, большинство из них (742) — в Чукотском автономном округе.
Этническая история чуванцев отчетливо реконструируется начиная с середины XVII в.; до этого времени ее следует рассматривать в контексте развития восточной ветви юкагиров, что подтверждается письменными источниками, этнонимией, топонимией, фольклором (Богораз 1934; Иохельсон 2005; Бурыкин 1993; Шенталинская 2009; Батьянова, Шенталинская 2010). По мнению И. С. Вдовина, юкагиры появились на Северо-Востоке Сибири вынужденно, под нажимом двигающихся тунгусов, которые в свою очередь перемещались под воздействием якутов.
Чуванцы проживают в бассейне самой крупной реки Чукотки — Анадырь. Это важная транспортная артерия, ее длина составляет 1150 км. В верхнем течении река протекает в неширокой долине и принимает притоки Мечкерева, Большой Пеледон, Яблон, Еропол и др. Среднее течение приходится на Марковскую впадину, здесь Анадырь приобретает характер более равнинной реки и наиболее удобен для лова рыбы.
В течении длительного времени хозяйственно-культурный тип чуванцев прианадырья имел комплексный характер и сочетал в себе несколько промыслов: охоту, упряжное оленеводство, рыболовство и собирательство. Исторические события XVIII в. повлияли на трансформацию образа жизни чуванцев, произошло разделение занятий: оседлое население стало заниматься преимущественно рыболовством и пушным промыслом, а кочевое — пастушеским оленеводством.
Экономика Чукотки, благодаря уникальным природно-климатическим и географическим особенностям, основана на сочетании высокотехнологичной добывающей промышленности и традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Чукотки (оленеводство, морской зверобойный и рыбный промысел и т.п.).
В начале 1990-х годов чуванцы, впрочем, как и другие жители Арктики, столкнулись с множеством экономических и социальных проблем. В первую очередь они были связаны с разрушением традиционных отраслей хозяйства, с невыплатой зарплат, с безработицей, с перебоями в электроснабжении, с массовым оттоком с Севера приезжих специалистов (медиков, учителей, технических работников и пр.).
Современные чуванцы живут малыми семьями, состоящими из родителей и детей. Встречаются семьи без отцов, а также нетипичные: совместно проживающие братья и сестры; взрослые дети, живущие с пожилыми родителями. Браки заключаются вне зависимости от национальности, часто приезжие мужчины женятся на местных, и наоборот, много смешанных браков с эвенами, чукчами, русскими. По сообщению Туголукова, у кочевых чуванцев ранее были распространены кросс-кузенные браки (на двоюродных братьях и сестрах). Такой брак считался полезным для «сохранения родства» (1975: 184).
Чуванцев можно считать самым молодым из коренных народов Чукотки. Интенсивные межэтнические контакты в местах их проживания определили характер их культуры. Она представляет собой сложную мозаику, состоящую из юкагирских, корякских, русских, чукотских, эвенских элементов. Во всем этом сложно выделить что-то именно чуванское, однако именно эклектичность (сборность) и является ее маркером и особенностью.
Духовная культура чуванцев, как и материальная, представляет собой сложную мозаику, состоящую из юкагирских, корякских, русских, чукотских, эвенских элементов. Во всем этом сложно выделить что-то именно чуванское, однако именно эклектичность (сборность) и является ее маркером и особенностью.