Манси

hdfghfdg

Манси

Ма́нси (манси́йцы, устаревшее — вогу́лы, вогуличи; манс. мāньси) — малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.

Общие сведения о народе

От Уральских гор до реки Оби живет коренной народ таежного Зауралья – манси. Самоназвание народа манси (сев. манс. маньщи, юж. манс. меньдьщи) означает «человек», старое название – вогулы (коми вэгул) – в русских документах начинает употребляться с XIV в. В более ранний период манси вместе с другим населением северо-востока Европы обозначались как югра (коми йогра). Название «вогул» имеет коми-зырянское происхождение и означает «дикий», «дикарь-язычник». Распространю также мнение, что «вогул» происходит от самоназвания племени выкли, кочевавшего в Северном Приуралье.

Краткая
историческая
справка

Предки манси были частью древне-угорской общности, которая сформировалась на Среднем и Южном Урале. На западе, в Прикамье, древние угры граничили с пермянами, на востоке, в Приобье, и севере – с самодийцами. Южными их соседями с эпохи бронзы были степные индоиранские племена, многовековые связи с которыми оставили глубокий след в культуре и языке угров. Особенно ярко это влияние выразилось в так называемом митраистском комплексе в культуре манси, включающем культ объезжающего мир небесного всадника Мир-Сусне-Хума. Не менее значительным было воздействие на культуру угров пришедших в раннем средневековье на смену индоиранцам степных тюркских племен и государств. С ним, в частности, связан раскол угорской общности на степных угров (мадьяр-венгров), ушедших на запад, и урало-обских таежных угров, оставшихся на прародине и позднее образовавших народы манси и хантов.

Краткое описание
природной среды

Территория расселения манси – западная часть Западно-Сибирской равнины, включая Кондинскую низменность и Северо-Сосьвинскую возвышенность, а также восточные склоны Северного (высшая точка гора Педы – 1010 м) и Приполярного (высшая точка гора Народная – 1895 м) Урала.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Манси сформировались в результате слияния продвинувшегося на север с юга угорского населения с древними племенами охотников и рыболовов тайги. Становление народа происходило при активных контактах с ненцами, хантами, татарами и русскими, и это, безусловно, отразилось на формировании хозяйственных комплексов. Традиционные отрасли хозяйства манси – охота и рыболовство, на севере они дополнялись оленеводством горно-таежного отгонного типа, на юге – животноводством и земледелием.

Общество и
экономика региона

Основной ареал расселения манси – Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра), который образован 10 декабря 1930 г. Ханты-Мансийский автономный округ − Югра является составной частью Уральского Федерального округа. В состав округа входит 106 муниципальных образований. Административным центром автономного округа является город Ханты-Мансийск. Площадь – 534,8 тыс. кв. км. Численность постоянного населения – 1520 тыс. человек. В состав автономного округа входят: − 13 городских округов (г. Когалым, г. Лангепас, г. Мегион, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск, г. Нягань, г. Покачи, г. Пыть-Ях, г. Радужный, г. Сургут, г. Урай, г. Ханты-Мансийск, г. Югорск); − 9 муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский); − 26 городских поселений и 58 сельских поселений.

Социальная
ситуация
и проблемы

В период 1917–1931 гг., предшествовавший глобальным преобразованиям в Северном Приобье, хозяйственно-экономические и общественные отношения коренного населения сохраняли традиционные черты. Значительные изменения в традиционном укладе манси начались в 1930-е гг. с образованием простейших производственных объединений и колхозов. Однако самые серьезные потери традиционная культура манси понесла в результате коллективизации и политики укрупнения поселков 1950-х – 1960-х гг.

Семья, воспитание и
образование

Для традиционной мансийской семьи была характерна многодетность. Беременная женщина считалась подверженной влиянию сверхъестественных сил. Ей запрещалось говорить о своей беременности, сохраняя в тайне сроки родин, стричь волосы, рубить дрова, перешагивать через собаку и бить ее, принимать участие в свадьбах и похоронах, Медвежьих игрищах. По традиции в периоды «нечистоты» (регул, родов) женщина должна жить вне общего жилища, а в отдельном маленьком доме или чуме (мань кол), во время переездов — двигаться на отдельных нартах, в гостях — не проходить дальше порога. Находясь в мань кол, женщина символически умирала (для окружающего мира) — распускала волосы, переодевалась в старые одежды, развязывала пояс.

Материальная культура

Разнообразие традиционных поселений и жилищ манси определялось ландшафтными особенностями и хозяйственной спецификой той или иной группы. Обычно селения (пауль) располагались по берегам рек, состояли из одного или нескольких срубных домов (нор-кол). Расстояние между селениями по реке определялось по числу плесов между ними. До XVII в. включительно жилищем манси служила шатровая полуземлянка. В фольклоре она известна как ма-кол — жилище мифологических героев-богатырей. В конце XIX — начале XX в. у манси были распространены бревенчатые жилища в 7-11 венцов, срубленные в «угол» или «в охлуп» с выпущенными концами. Они состояли обычно из одного помещения, хотя встречались и дома с сенями, служившими для хранения одежды, утвари, орудий труда. Крыша чаще делалась двускатной, на слегах; на нее шли береста, жерди, доски.

Духовная культура

В религиозно-мифологических воззрениях манси Вселенная представлена Небом (Торум), Землей (Сянь-Торум) и Подземным миром (Йоли-ма). Пантеон божеств возглавляет хозяин Верхнего мира — Торум-ойка или Нуми-Торум. Его имя означает «небо», «вселенную», «погоду», «высшее божество». Нуми-Торум считается устроителем миропорядка: по его воле птица гагара со дна океана достала комок ила, вращаясь, он вырос до размеров земли. Небесная сфера многослойна. На каждом из семи железных слоев-небес обитают духи Верхнего мира, среди них: Луна-Старик (Этпос-ойка), Солнце-Женщина (Хотл-эква), Ветер-Старик, Гром-Старик (Сяхыл-Торум). Куль Отыр, брат-враг Торум-ойки — участник сотворения мира и владыка нижней (темной) его сферы; ему подчиняются кули — духи болезней.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока