Э́нцы (самоназвания — эньчо, могади, пэбай, устаревшее — енисейские самоеды) — один из коренных малочисленных самодийских народов России. В 2010 году численность энцев в России составляла 227 человек (в 2002 году — 237 человек). Верующие — православные, частично сохраняются и традиционные верования, включавшие почитание стихий природы: земли, солнца, огня и воды. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.
Этноним «энцы» был введен в научный оборот лингвистом и этнографом Г.Н. Прокофьевым в 1930-е годы. Он является производным от энецкого энэтэ / эннэчэ – «человек, мужчина». В дореволюционной литературе всех энцев называли енисейскими самоедами. В соответствии с территорией проживания, где они кочевали в зонах тундры и лесотундры, языковыми особенностями и отличными чертами традиционной культуры, энцы делились на две группы: тундровые и лесные.
Места расселения и маршруты кочевий энцев в начале XVII в. делили их на «лесных» и «тундровых людей» Мангазейского уезда. Лесные энцы вносили ясак в Туруханском зимовье на Енисее и в верховьях р. Таз. Для тундровых энцев таким местом было определено Хантайское зимовье на Енисее. Таким образом, земли обитания энцев находились между Тазом и Енисеем, а также простирались на тайгу и лесотундру, примыкающую к бассейнам рр. Хантайки, Курейки и Нижней Тунгуски. На этой огромной территории в 1681 г., согласно материалам переписи ясачных людей, в семьях лесных энцев насчитывалось 436 чел., а тундровых — 456 (Народы Западной Сибири: 2005: 491).
Территорией проживания энцев в настоящее время является западная, приенисейская часть Таймырского полуострова. В географическом отношении она представляет преимущественно кочкарную тундру, особенно для северной этнографической группы энцев. Леса с преобладанием лиственницы исчезают на правобережье Енисея в нескольких десятках километров южнее Дудинки. Густой тальник и кустарниковая полярная ива встречаются за 300 км к северу от столицы Таймыра. Приблизительно с 71-й параллели начинается арктическая тундра – холмистая равнина, где кроме мха, лишайников, полярной березы, ивы и низкорослых кустиков тальника, никакой другой растительности нет.
Традиционное энецкое хозяйство составляют три вида деятельности: охота, оленеводство и рыболовство. Главным объектом охоты энецев всегда был дикий северный олень, на которого в давние времена охотились как индивидуально с луком, так и сообща, загоняя стадо животных в сети, сплетенные из кожаных ремней. В лесотундре на них устанавливали самострелы, а на переправах через реки использовали распространенный на севере способ коллективной поколки, когда плывущих диких оленей закалывали копьем с лодки. Позже энцы стали добывать оленей с помощью огнестрельного оружия, используя маскировочный щиток, установленный на полозья, за которым скрывался подползающий по снегу охотник. Охотились и на пушных зверей, устанавливая в тундре пасти-ловушки и покупные капканы на песца, горностая, лисицу.
Основная часть энцев проживает в двух посёлках, Потапово и Воронцово, но в последнее время, в результате миграций, все больше энцев покидает эти поселки и разъезжается по Таймырскому полуострову. Некоторые – переезжают в Норильск и Дудинку. Ранее считавшиеся национальными поселками энцев – Потапово и Воронцово – в настоящее время уже таковыми считаться не могут, так как в процентном соотношении с представителями других народов, проживающих в этих же поселках, энцы находятся в меньшинстве. Так, в 2002 г. Доля энцев в поселке Потапово от общего числа жителей составляла 23,8 %, в Воронцово – 12,4 % (Новые перспективы 2020: 26).
В настоящий момент вся социальная жизнь потомков тундровых и лесных энцев сосредоточена на территориях сельского поселения Караул и поселка Потапово. Сельское поселение Караул относится к числу агропромышленных территорий с традиционными отраслями природопользования энцев, ненцев, долган и других народов Таймыра. Вся жизнь и национальная культура жителей поселения связана с ведением домашнего оленеводства, охотничьим и рыбным промыслами, за счёт этих отраслей обеспечивается трудоустройство коренных жителей, добываются и производятся жизненно необходимые традиционные продукты питания, изготавливаются национальная одежда и обувь, а так же другие товары домашнего обихода.
Традиционное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев базировалось на родстве и территориальных связях. В производственной жизни большую роль играли большие семейные коллективы, которые совместно занимались добычей дикого северного оленя и выпасом домашних оленей. Главной характеристикой этих объединений было отчетливое половозрастное разделение труда.
Главное место в пищевом рационе энецких семей занимало мясо. Причем, до начала XX в. в пищу употребляли преимущественно мясо дикого оленя и очень редко мясо домашнего. Оленину ели в вареном, сушеном, вяленом виде, но, как свидетельствуют исследователи XIX в., «всегда и всему предпочитали сырое мясо и теплую кровь только что убитого оленя» (Иславин 1847: 34). Сердце, почки, печень, легкие, мозг и язык тут же съедали.
Главным божеством энцев являлся Нга, который выступает как верховное божество-демиург, живущий на верхнем ярусе неба. Нга являлся хозяином и над людьми, и над природой; он являлся хозяином оленей и решал, когда дать людям хорошую погоду для промысла. Одной из центральных фигур энецкой иерархии божеств была Дя-мэнюо («Земли-старуха»). Обитая на земле, она поднималась на небо, где встречалась с Нга. Старший сын Нга – Тодоте – считался главным божеством, олицетворяющим злое начало.