Камчадалы – народ смешанного этнического происхождения, проживающий на полуострове Камчатка (Камчатский край) и на северо-восточном побережье Охотского моря (Магаданская область).
Освоение региона и активные контакты русских переселенцев с местным аборигенным населением привели к складыванию на Камчатке и в северо-восточной части Охотского побережья этнолокальных групп старожильческого русскоязычного населения, которое имело самобытную культуру и отличительное самосознание.
Площадь полуострова Камчатка составляет 370 тыс. кв. км, в настоящее время он входит в состав Камчатского края. Полуостров с запада омывается водами Охотского моря, с востока – Тихим океаном и Беринговым морем. Камчатка представляет собой преимущественно горную область, основная часть ее площади занята горными массивами. Наиболее крупной водной артерией является река Камчатка, бассейн которой по своему экономическому значению является важнейшим и наиболее заселенным.
Камчадалы выработали хорошо приспособленный к местным условиям образ жизни, который занимал промежуточное положение между русской крестьянской культурой, перенесенной из центральных районов страны и Сибири, и культурой коренного населения. К концу XIX – началу ХХ века сложил¬ся единый тип хозяйственной деятельности камчадалов, который характеризуется как составная часть особой субкультуры, или субцивилизация.
Камчатский край был образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. По данным переписи населения 2010 года, в регионе проживало свыше 322 тыс. человек, среди них преобладали следующие этносы: 252,6 тыс. русских (78,43 %), 11,5 тыс. украинцев (3,57 %), 6,6 тыс. коряков (2,06 %), 2,4 тыс. ительменов (0,74 %). Регион характеризуется постоянной убылью населения как вследствие миграций в центральные районы страны, так и из-за суженного естественного воспроизводства.
По отношению к культуре коренных жителей рассматриваемого региона сложное положение сейчас наблюдается в оленеводстве Камчатки. Поголовье животных в настоящее время сократилось в пять раз по сравнению с советским периодом. По мнению специалистов, эта отрасль народного хозяйства находится в угрожаемом состоянии, чреватом полным исчезновением домашнего оленя. Постоянно уменьшается численность пастухов, прерывается передача оленеводческих традиций молодому поколению. С другой стороны, существует и такая экологическая проблема, как сокращение численности диких оленей на Камчатке. Популяция диких оленей находится под угрозой исчезновения вследствие кормовой конкуренции с оленями домашними.
Особенности общественного и семейного уклада камчадалов были обусловлены как этнокультурными, так и социально-экономическими факторами. Социальная структура сельских обществ была достаточно аморфной. Поскольку сохранялось сословно-этническое деление, то во главе каждого сословия (общества) стоял выборный староста или старшина. В обязанности старосты входили обеспечение исполнения повинностей, организация общественных работ, общий надзор за порядком. Должность старосты обычно переходила по наследству. Границы между сословиями не были жесткими.
Типы камчадальских поселений были обусловлены природно-климатическими условиями края и спецификой хозяйственных занятий. Селения, в которых проживали камчадалы, обычно располагались на некотором удалении от устьев нерестовых рек, вдоль линии Охотско-Якутского (с XIX века – Охотско-Камчатского) тракта. Они относятся к северным долинным селениям прибрежно-притрактового подтипа. Характерной особенностью расселения было деление поселений на стационарные зимние и летние сезонные.
Мировоззрение и картина мира камчадалов основывалась на сочетании христианского вероучения и тех обычаев, обрядов и представлений, которые были усвоены от аборигенного населения. В духовной жизни камчадалов определяющее значение имела Русская Православная церковь с ее комплексом христианских обрядов, охватывающим основные этапы жизненного пути человека и структурирующим годовую и повседневную деятельность коллектива.