Вернуться
Главный научный сотрудник (д.и.н.) Отдела
Севера и Сибири ИЭА РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвены. Современные культура и творчество, фольклорные коллективы, профессиональное искусство

Современная культура эвенов в значительной степени основана  на традиционной  культуре и ценностях, дополненных и развитых  за счет восприятия и переработки культур соседних народов – коряков, чукчей, ительменов, якутов, русских.  Среди современных эвенов развито литературное, песенно-танцевальное, музыкальное, художественное творчество.

С 1930-х годов,  с созданием письменности, подготовкой национальной интеллигенции, развивается литературное творчество. Известные  эвенские писатели и поэты Н.С. Тарабукин, П. Ламутский (П.А. Степанов), В.Д. Лебедев, М. Амамич, А.В. Кривошапкин,  В.С. Кейметинов-Баргачан, В.Г. Белолюбская,  Е.Н. Бокова, К.А. Ханькан, З.И. Бабцева, Ч. Моторина  и другие.  Большинство из них сочетали или  сочетают занятия прозой и поэзией с педагогической, общественной, политической деятельностью. Их произведения, написанные на эвенском, якутском, русском языках, отражают жизненные коллизии и мир эвенов, пропущенные сквозь личный опыт жизни. Замечательны понимание и описание мельчайших движений природы, животных, человека, традиций народа.  

По данным исследователей эвенского фольклора, он продолжает бытовать в повседневной жизни эвенов, но в значительно редуцированном виде. Сохраняются личные песни-импровизации, исполняющиеся экспромтом, детские сказки, различные запреты. В целях сохранения и развития языка, народного творчества, традиционного прикладного искусства, фольклора в местах проживания эвенов созданы и  работают  этнокультурные центры, фольклорные коллективы, танцевальные ансамбли. Проводятся различные конкурсы по сохранению и развитию языку и этнической культуры. Особое внимание в Якутии придают изучению и сохранению эпических, героических сказаний.  

Воспроизводству эвенской идентичности, языка и культуры, танцевально-песенного фольклора способствуют различные государственные программы и гранты. Активно развивается народное хореографическое, песенно-танцевальное творчество. Во многих  поселках, где живут эвены,  созданы  народные ансамбли и этнокультурные центры, в которых работают талантливые и неравнодушные люди. Так, в п. Анавгай на Камчатке известны танцевально-песенные коллективы:  молодежный «Нургэнэк» («Праздник танца»), детский «Орьякан» («Оленята»),  женский «Легенда». Нередко народные мастерицы являются  руководителями народных ансамблей (заслуженныие работники   культуры РФ М.П. Ломовцева,  Л.Е. Банаканова и др.). Сохранением, пропагандой и популяризацией эвенской культуры и культур других коренных народов Камчатки являются этнокультурные центры «Мэнэдек» Быстринского района, «Дорова» и «Эчгат»  Пенжинского района;  «Хэкэт» в Северо-Эвенском округе, «Северное Сияние» в Омскучанском округе, с. Тауйск Ольского округа Магаданской области; «Айтун» в Оленегорске, «Инди» в Чокурдахе, Аллаиховский район, «Гарпана» в с. Тополиное,  Томпонский район, «Илин» с. Березовка, Среднеколымский район и  другие (Республика Саха (Якутия)), центр этнических культур Хабаровского края (подробную информацию об  этнокультурных  центрах см. на сайте https://ethnocentrs.ru/ ). 

Широко известны в своих регионах и за их пределами эвенский национальный ансамбль «Нулгур» (Быстринский район Камчатского края), который основывает своё творчество на традициях коренных народов Камчатки; э венский народный национальный ансамбль «Нгерин» из села Гижига Северо-Эвенского городского округа Магаданской области, эвенский детский ансамбль «Нёлтын»  и    «Маранга» (взрослый) ( рук. У.В. Канюкова) из с. Анюйск,  Чукотка; танцевальный ансамбль «Невтэчен» и коллективы «Истоки» и «Осикат» из Арки Охотского района Хабаровского края; эвенский этнофольклорный ансамбль «Долгунча» (рук. А.Е. Абрамова), эвенский народный ансамбль «Мэрлэнкэ» (руководитель З.А. Степанова) из Республики Саха (Якутия). В Якутии широко известно творчество руководителя этноцентра, хранителя и знатока традиционной эвенской культуры М.И. Дуткина, А.Е. Трайзе-Нулгынэч (1948–2020), А.И. Хабаровской, Д.М. Осениной  и многих других талантливых людей. Руководители фольклорных ансамблей –  энтузиасты, знатоки национальной культуры и истории, носители языка. Детские этнофольклорные ансамбли в Якутии  – «Ногдан» из Абыйского улуса (рук. Слепцова А.Д.), «Мэряэнка» из Кобяйского улуса  (рук. Степанова З.А.), «Асиктакан» из Аллаиховского улуса  (рук. Дуткин М.), «Удин» из Момского улуса   (рук. Бокова Е.Н., Слепцова Д.Н.), «Солинга» из Томпонского улуса   (рук. Дмитриева Т.П.), «Аянесса» из Эвено-Бытантайского  улуса, «Нэргэт» из Усть-Янского улуса (рук. Слепцова В.П.). 

Артисты из фольклорных коллективов участвуют в праздниках, они  одеты в национальную одежду.  Танцуют возрожденный круговой танец хэдьэ. В Якутии проводится кочующий фестиваль эвенского кругового танца « Һэдьэ », на который съезжаются участники из разных районов Якутии.  В Республике Саха (Якутия) набирает популярность  молодой эвенский певец Гаврил Суздалов (творческий псевдоним Гарпани Солинга) со своим клипом «Хэдьэ». 

Информация об этнокультурных центрах кмнССиДВ

Руководитель этноцентра, хранитель и знаток традиционной эвенской культуры М.И. Дуткин (РС(Я)) исполняет песни

 

М.И. Дуткин рассказывает о себе и культуре эвенов Аллаиховского района РС(Я)

 

Эвенский ансамбль Долгунча. Руководитель Абрамова А.Е.

 

Клип «Хэдьэ».  Исполняет Гарпани Солинга

 

Интервью с Л.Е. Банакановой (Камчатка), заслуженным работником культуры РФ

 

Эвенский ансамбль «Нулгур» Камчатка

 

Реконструкция празднования эвенского Нового года. Магаданская область.