Вернуться

Осенина Дарья Михайловна

Осенина Дарья Михайловна – эвенский нимкалан из рода годникан, знаток и исполнитель эвенского фольклора, родилась 1 октября 1937 года в  тайге около реки Бургагли в Аллах-Юнском районе в 1937 г. (Усть-Майский) Якутии в семье оленевода. Родители переехали в Аллах-Юнь из Охотского района Хабаровского края. В 1959 году семья Дарьи Михайловны переселилась в Томпонский район. С малых лет до настоящего времени она работает в оленеводческих стадах.

Осенина Д.М. - одна из самых лучших знатоков устного народного творчества эвенского народа. Также она является знатоком древних обычаев, традиций эвенского народа, изумительная мастерица по национальному шитью. Сказительское мастерство она переняла у своего отца, Михаила Михайловича Осенина из рода гэрбэнкэн (1900–1973), прожившего большую часть своей жизни в Хабаровском крае на Охотском побережье и в Аллах-Юне в Усть-майском районе Якутии. (1900–1973).  

Репертуар Дарьи Михайловны весьма широк и разнообразен, в разные годы от нее были записаны следующие эпические тексты-нимканы: «Мэңнуни», «Ньуңие», «Мэтэлэ», «Кагана», «Уюрдэ, Нэлгэни, Иркэнмэл», «Хөрэгэ», «Химчэвул», «Тунңан асаткар», «Тосань», «Хөрэк», «Нэрук», «Төсэнь», «Чимчэп», «Дыгэн асаткар» и др. Кроме эпических текстов Дарья Михайловна является знатоком и исполнителем разных жанров фольклора (мифы, сказки, песни, малые жанры и др.), но сегодня в Якутии нимкан как эпическое повествование исполняется только ею.

С Д.М. Осениной работали фольклорист из Якутии Г.И. Варламова-Кэптукэ,  лингвист из Петербурга А.Л. Мальчуков,  антрополог  А. Лаврилье (Франция), лингвист Д. Матич  (Германия). А. Лаврилье  в 2009 г. записала три нимкана на героическую и мифологическую тематику: Илан бэй (три человека), Тунӈан асаткар (Пять девушек) и Надан кидак (семь стерхов), которые расшифрованы и переведены на русский Д. Матичем совместно с сестрой Д.М. Осениной Христиной Михайловной Захаровой и опубликованы в книге « Эвенские нимканы Дарьи Михайловны Осениной» (составители А. Лаврилье, Д. Матич, перевод Х.М. Захаровой. Verlag der Kulturstiftung Sibirien SEC Publications. 2013, см.:  https://dh-north.org/siberian_studies/publications/lcevnim.pdf

Каждый герой в нимканах должен быть озвучен определенным припевом и голосом. «По мнению сказительницы,  это самое трудное, заставить свой голос имитировать разные голоса и мелодии и запомнить все сценарии и припевы каждого героя и истории». Как отмечает А. Лаврилье, Дарья Михайловна сейчас задает себе вопрос о том,  будет ли кто-то «продолжать ее дорогу сказительницы или нет» (А. Лаврилье, 2009). 

По итогам конкурса Олонхо, прошедшего в Якутии в 2023 г., исполнение эвенского нимкалана 85-ти летней Дарьей Михайловной Осениной было признано эталонным образцом сказительства коренных малочисленных народов Севера. На сегодняшний день есть только три нимкалана (сказителя), исполняющих эвенские эпические сказания.

 

Дефиле работ А.И. Хабаровской,  народной мастерицы по изготовлению национальной одежды эвенов, с. Березовка. РС(Я).

 

монолог Д.М. Осениной на эвенском языке