Вернуться
Главный научный сотрудник (д.и.н.) Отдела
Севера и Сибири ИЭА РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвены. Семья, воспитание и образование 

Кочевые эвены жили малыми или расширенными семьями, существовали патрилинейное родовое деление, а соседи объединялись в территориально-соседские группы . В настоящее время преобладает малая форма семьи.  Малые семьи состояли из родителей и их детей, большие включали бабушек, дедушек, родственников по боковой линии. Нередко брали  детей на воспитание. Главой семьи был отец, или  старший по возрасту мужчина, реже – женщина. Все хозяйственные вопросы были в их ведении. Женщина пользовалась уважением, к ее мнению прислушивались.  

Среди эвенов были запрет браков между  родственниками по отцовской линии на несколько  поколений (экзогамия). Браки заключались в результате сватовства. Обряд сватовства состоял из нескольких этапов: сговора между сторонами о женитьбе сына на девушке из другого стойбища по достижении ими брачного возраста; отъезда невесты из родного дома и вхождения в дом мужа, брачного пиршества/угощения.   Были и обменные браки, случались браки «убегом». В конце ХIХ в. ведущей формой стал брак с уплатой калыма и приданым. 

Традиционное воспитание детей начиналось с раннего детства: девочки и мальчики копировали действия взрослых в играх с самодельными игрушками из природных материалов. С 6-7 лет начинали помогать по хозяйству: приносили воду, собирали хворост. Девочки учились шить, готовить, мальчики – обращаться с ножом, ружьем, оленями. У каждого ребенка были свои олени. В полных семьях, ведущих кочевой образ жизни, воспитание детей наиболее приближено к традиционной модели. 

Эвенские женщины со своими детьми. Фото В.И. Иохельсона. Американский музей естественной истории в Нью-Йорке. Копия с сайта AMNH. Из открытых источников.

Виталий Николаевич Элрика, бригадир оленеводческой бригады, с внуком. Верховья Омолона. Северо-Эвенский район, Магаданская область. Фото А.А. Сириной. 2002.

С 1930–1940-х годов дети эвенов стали учиться в школах-интернатах. В интернатах  изучали русский  язык (в Якутии дополнительно – якутский язык). Обучение в школе-интернате давало новые знания и расширяло возможности детей, но разрывало прямое унаследование традиционной культуры. 

 

На летнем стойбище. Из Журнала Московской Патриархии. 2023. № 3. С.42.

К настоящему времени произошла диверсификация форм образования, наряду со школами-интернатами появились новые формы обучения, – кочевой детский сад, кочевая школа, дистанционное обучение. В Якутии несколько кочевых школ работали  в Кобяйском, Среднеколымском,  Нижнеколымском  районах. В Момском  районе в 2002 г. на  особо охраняемой природной территории  «Момский национальный природный парк» в летнее время работает этноэкологический кочевой лагерь «Гарпанга» при Улахан-Чистайской средней общеобразовательной школе. Дети из социально неблагополучных, неполных и многодетных семей проходят в кочевом лагере трудовое воспитание на основе оленеводства, изучают эвенский язык, знакомятся с традициями. В в Березовском наслеге Среднеколымского района в школьном обучении реализуется проект «Этнопарк “Мир эвена”», с целью передачи школьникам этнических знаний и умений .  

Около 7% эвенов имеют высшее образование. Не менее четверти от общего числа эвенов имеют среднее образование, примерно столько же – основное. 

 

Сказка на эвенском языке

 

Мультфильм Кындыкан