Вернуться
Главный научный сотрудник (д.и.н.) Отдела
Севера и Сибири ИЭА РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвены. Материальная культура (пища, одежда, жилище, средства передвижения)  

Пища . Основу питания эвенов составляли  мясо копытных животных и рыба. Эвены прекрасно разбирались во  вкусовых качествах мяса, которые зависели от пола и возраста животного, сезона года, обстоятельств добычи. Тушу разнимали по суставам ножом. Согласно обычаю дара и дележа нимат , добытое крупнокопытное животное обязательно делили с соседями. Часть переданного по обычаю  нимат мяса его получатели  должны были подарить/поделить духам-хозяевам тайги и огня.  Пешие эвены, жившие на побережье Охотского моря, употребляли в пищу преимущественно рыбу, мясо и жир морского зверя – кита, тюленя, нерпы . Охотники-оленеводы питались мясом лося, дикого и домашнего оленя, горного барана, тарбагана, разнообразила питание рыба. В пищевом рационе таежно-приморских эвенов существенное место, кроме продуктов охотничьего промысла, занимала  проходная рыба лососевых пород – горбуша, кета, кижуч, чавыча и др. 

После добычи оленя в сыром виде пробовали печень, почки, сердце, костный мозг.  Кишки вычищали и ели слегка обваренными. Эти субпродукты считались деликатесами. Из крови варили  колбасу. Все части добытого животного утилизировались.

Основными способами  приготовления мяса и рыбы были варка и жарение у открытого источника огня или на сковороде.  

Сушеное мясо и рыбу употребляли в дороге. На зиму заготавливали сушено-вяленую рыбу  –  юколу ,  рыбную муку  – порсу ,  их хранили во вьючных сумах мунгурэ .  Береговые эвены готовили квашеные лососевые головки.

Кухонную утварь  делали сами из дерева,  березовой коры, рога и кости, а также обменивали у купцов на пушнину  медные котлы, фарфоровые чашки, заварочные чайники. Для еды имелись  низкие деревянные столики.

В летнем жилище эвенов. Приготовление пищи. Северо-Эвенский район Магаданской области.  Фото А.А. Сириной, 1997.

У охотников были трубочки для питья мую , сделанные из трубчатой кости крыла гуся, они использовались зимой.

В XVIII–начале XX вв. в рацион эвенов вошли плиточный чай, мука, соль, сахар, табак и алкоголь,  которые они получали от купцов в  обмен на  пушнину. Со второй половины  XX в. основным источником питания в оленеводческих бригадах и в эвенских поселках стало мясо домашних оленей. 

Разделка оленя на стойбище. Фото А.А. Сириной. 2002.

Современная модель питания эвенов включает как традиционные,  так и привозные продукты, причем доля традиционных продуктов питания  выше у неоседлых эвенов. В настоящее время мучные и макаронные изделия, различные крупы, мясные и молочные продукты, овощи, репчатый лук, чеснок, различные приправы заняли полноправное место в структуре питания, стали разнообразнее рецепты приготовления и набор блюд. Традиционная пища эвенов сохраняет свое важное значение не только для физического, но и для психологического здоровья, формирования идентичности. Блюда народной кухни обязательно присутствуют на различных праздниках. 

Одежда . Традиционный костюм эвенов был распашным, плотно облегающим  фигуру,  приспособленным к жизни в тайге и верховой езде на оленях.  Он состоял из кафтана с несходящимися полами, стягиваемыми замшевыми завязками, передника, натазников (коротких шорт), ноговиц (штанин),  носков (чижей), обуви, а также шапки, шарфа из беличьих хвостов, пояса, рукавиц и перчаток. Одежда была летней и зимней.  Женская и мужская одежда была одинакова, отличаясь у женщин лишь обилием  украшений (вышивка подшейным волосом оленя, белым, голубым и черным бисером, и др.). Особенно богато украшалась праздничная одежда

Женский традиционный костюм. Эвены Магаданской области. Фото А.А. Сириной. 2002.

Маленьких детей  зимой одевали в  двойные меховые комбинезоны по типу чукотско-корякских, с глухими рукавами или прорезями для кистей рук. 

Основными материалами для пошива одежды служили мех оленя, горного барана, камусы оленя, выделенная в замшу и окрашенная корой ольхи оленья шкура.

Марфа Федоровна Коркопская за окраской ровдуги (замши). Северо-Эвенский район, Магаданская область. Фото А.А. Сириной.1997.

Шкуры, из которых шили одежду,  подбирали согласно сезону, наиболее теплыми и крепкими считались осенние. Все женщины были замечательными мастерицами.  

Летом носили ровдужный (замшевый) кафтан найми . Зимой одежда была двуслойной: нижний  кафтан дудика носили мехом внутрь, верхний кафтан мука (женский) и чобака (мужской) мехом наружу. Нагрудник нэл состоял из собственно нагрудника и передника. Он  прикрывал несходящиеся борта кафтана. Летние нагрудники шили из замши,  зимние из шкур, их форма различались у разных групп эвенов. Женские нагрудники украшались вышивкой подшейным волосом и бисером, металлическими подвесками. 

Шапка авун имела капорообразную форму, летом шилась и замши, зимой из меха, богато украшалась. Обувь унта была летней, осенней и зимней. Летние олачик шились из продымленной оленьей ровдуги. Зимняя обувь шилась из оленьих камусов и была двух разновидностей: короткая, до колен, и высокая, до паха, на завязках, которую носили охотники. Подошву делали из шкуры лося или морских животных.

В новых условиях жизни на Северо-Востоке Сибири мужчины эвены  перешли  на глухую одежду чукотско-корякского типа – глухие кухлянки, шапки-малахаи и др., женщины сохранили основные  предметы традиционного гардероба.

Эвенская мужская шапка корбака. Магаданская область. Фото А.А. Сириной. 1998.

Это касается эвенов Камчатки,  Чукотки, Магаданской области. С XIX в. в гардероб эвенов входит тканевая одежда, рубашки, штаны, платки и др. Из ткани шили и традиционные кафтаны. 

Зимняя традиционная одежда сохраняется лучше из-за своей функциональности. В настоящее время происходит возрождение интереса к традиционной одежде. Она  бытует у эвенов как праздничная, ее используют на официальных мероприятиях. Старики стараются приготовить себе традиционную  погребальную одежду. 

Жилище

Оседлые эвены Охотского побережья в XVIII веке жили в стационарных жилищах – полуземлянках, корьевых каркасных  и срубных. 

Кочевые эвены устанавливали переносные жилища на временных стоянках-поселениях орикит. Весенние стоянки были связаны  с отелом оленей, летние – с  ловом лосося и выпасом оленей,  осенние – с периодом гона у оленей,  началом пушной охоты, в отдельных регионах – с охотой на проходных северных оленей, зимние – с оленеводством и охотой. 

Рис. 11, 12

Осеннее стойбище эвенов Якутии. Момский район. Фото А.А. Сириной. 1998.

Летнее стойбище эвенов Магаданской области. Фото А.А. Сириной. 1998.

Традиционные жилища эвенов были переносными, каркасными, с покрытиями из шкур и замши (местные названия ровдуга, тыргыс) оленя или лося.  В XVIII–XIX веках эвены использовали конический чум  илум , дюкан, но перешли от него   к  цилиндро-коническому жилищу эвын дю, которое по-русски называют юртой, урасой или ярангой. Чорама дю с двумя  входами бытовало у камчатских, нижнеколымских, саккырырских, рассохинских эвенов, в нем могли жить две семьи. Материалом для строительства каркаса  служили молодые ошкуренные лиственницы ирэт. Перевозили жерди на оленях, на нартах, сейчас перевозят также на лошадях,   прицепах к тракторам.

Покрытия жилища шили из замши и шкур копытных животных, бересты и рыбьей кожи. Выбор материала был обусловлен сезоном года, природными условиями, хозяйственными занятиями и достатком семьи. Центром жилища был открытый очаг, который огораживали от жилой части жердями. Сейчас очагом служит железная печка.  На пол жилища обязательно укладывают подстилку из веток лиственницы хэгты. Внутреннее пространство жилища ограничено, поэтому четко разделено на зоны: за очагом –  сакральное место; справа и слева от входа – место кладовки и  кухни;  справа и слева от очага – спальные места. 

В настоящее время эвены-оленеводы живут в прямоугольных или многоугольных палатках, летом комбинированных с половиной цилиндро-конического жилища, зимой – в срубных зимовьях, поставленных в 1970-е–1980-е годы на маршрутах «производственного» кочевания.  Рис. 31, 44

Установка летнего жилища. Эвены Магаданской области. Фото А.А. Сириной, 1997

Современное жилище – палатка эвенов Томпонского района РС(Я). Источник: Интернет. ЯкутияГИС.

Различные ненужные в жилище вещи хранят на лабазах – временных, расположенных рядом с жилищем, и постоянных в виде настила на сваях с амбарчиком, которые  сооружают на некотором расстоянии от мест долговременных стойбищ.  

Со второй половины XX в. большинство эвенов имеют квартиру или дом в поселке или городе. Интерьер в домах значительно изменился, комнаты меблированы, около 80% населения имеют кухни, ковры, диваны, телевизоры. В поселках жилые дома отапливаются от котельных, а также печами, в т.ч. железными. Электричество подается от дизельных электростанций, в редких случаях от солнечных батарей. 

Средства передвижения

Средством передвижения эвенов-кочевников был  олень, а оседлых эвенов –собака. 

Иван Сергеевич Хабаровский верхом на олене. Рассохинские эвены. Фото С. Иващенко, 1970-е годы.

Эвены традиционно передвигались на оленях верхом и перевозили на олене вьюки. Для этого изготавливали упряжь –  уздечку и седло, вьючные и верховые седла эмгун.  Седло состоит из двух костяных или деревянных лук – передней и задней и двух дощечек-полок (ленчиков), прикрепляемых к лукам под углом. Полки верховых седел обшивали оленьей шкурой мехом внутрь и дополнительно набивали оленьей шерстью.  На детских седлах делали высокие луки, к которым прикрепляли боковые планки, ограждающие ребенка от падения. Седло укладывали на лопатки верхового оленя учак и затягивали подпругой. На оленя всегда садились справа. Для езды на олене использовали  посохи, женские посохи имели железное г-образное навершие.  Каждый вьючный олень был обучен перевозить конкретную поклажу – детскую колыбель, спальные мешки, жерди на каркас жилища.  В Якутии и на Камчатке при перекочевках используют  лошадей.

Нарты турки у эвенов появились в XIX веке. Их конструкция различалась в зависимости от того, от какого народа они заимствовали упряжный способ перекочевок. Эвены севера Якутии и части Хабаровского края использовали прямокопыльную нарту, а эвены, жившие по соседству  с чукчами и коряками,  переняли  у них дугокопыльную нарту. В упряжку обычно впрягали двух оленей, правый был передовым. На оленьих нартах перевозили  грузы для нужд Дальстроя эвены-колхозники в 1930-1950-е годы.

 

Оленьи нарты и снегоход «Буран». Момский район, Якутия. 1998. Фото А.А. Сириной.

В настоящее время  эвены-кочевники передвигаются  также на современных механизированных транспортных средствах, – снегоходах, трэколах-вездеходах, тракторах и др. При этом сохраняются и традиционные средства передвижения.

Кочевка на тракторе. Магаданская область. Фото А.А. Сириной, 1997.

Зимой эвены охотились на лыжах мэрэнгтэ , их  длина в среднем составляла  120-140 см, ширина –   10-25 см. Их выстругивали их из дерева,  загибали передний конец, к скользящей части  подклеивали  с помощью рыбьего клея заранее сшитые сухожильными нитями полоски меха с ноги оленя – камусов. Для весенней охоты по насту использовали лыжи-голицы  (не подшитые) кайсар. 

Водный транспорт  – лодки имели ограниченное распространение, им пользовались в основном  эвены, которые  жили  за счет рыбной ловли и морской охоты. У эвенов были известны лодки двух типов – долбленый бат и берестяная лодка . Самодельные лодки давно вышли из употребления.  Их заменили сначала дощатые, а затем моторные лодки заводского изготовления. 

Видеоматериалы: 

Эвенские мастерицы села Арка, Хабаровский край. Традиционная выделка оленьих шкур. Эвены.

Традиционная одежда эвенов. Акулина Трайзе-Нулгынэч эвенская мастерица показывает как шьют, кроят эвены. Сайт Арктик Мегапедиа

Мастер-класс по пошиву эвенской одежды от Ефимовой-Дьячковой Аси Ивановны, мастерицы народных художественных промыслов РС (Я), заместитель председателя родовой кочевой общины «Чубукулах» Среднеколымского района

 

Национальные обряды и костюмы эвенов Якутии

Перекочевка по-эвенски. Экскурсия по музею.  Магаданская область