Вернуться
Главный научный сотрудник (д.и.н.) Отдела
Севера и Сибири ИЭА РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвены. Декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремесла

Декоративно-прикладное искусство и ремесла эвенов сложились в условиях кочевого образа жизни. Минимализм в быту, ограниченное количество вещей из-за необходимости их перевозки компенсировались отличным качеством и высокими художественными достоинствами вещей. На  искусство эвенов исторически оказало влияние искусство южных тунгусо-маньчжуров, тюрко-монголов, палеоазиатов, а в более позднее время  – русских. 

Основным объектом народного декоративного творчества эвенов была и остается одежда и ее отделка. Этот вид искусства сосредоточивался исключительно в руках женщин.  Мужчины занимались художественной обработкой дерева, металла, кости и других твердых материалов.

Эвенская  одежда нарядна, кафтаны украшены широкими декоративными полосами по бортам и подолу, парными клапанами на спинке и часто еще и на полках.  

Узоры эвенов. Собственность М.П. Железной (Слепцовой). П. Ола Магаданской области. Фото А.А. Сириной. 1997.

Украшения на одежде выполняли  эстетическую,  знаковую, утилитарную функцию. По особенностям орнаментальных композиций можно было узнать родовую и территориальную принадлежность владельца вещи. 

Традиционный орнамент в женском искусстве сводился к геометрическим фигурам в виде квадратов, прямоугольников, ромбиков. Круг  символизировал солнце. Особенно был любим ритмический ряд узоров, составленный из т.н.  «арочек». Яркими образцами женского декоративного искусства являются коврики из ровдуги и меха контрастного цвета, с изображением фигурок оленей. 

Эвенские мастерицы в совершенстве владели разнообразными  технико-художественными приемами: переплетение контрастных по цвету кожаных полос, отделка кожи аппликационными вставками, декоративная отделка швов и вышивка белым и крашеным оленьим подшейным волосом, шитье бисером, меховая мозаика, вышивка цветными нитками. Многие из этих приемов продолжают использоваться в современном искусстве.  

Старинная покрышка на тыльную сторону кисти руки. Оленья замша, вышивка белым и крашеным оленьим подшейным волосом, вышивка бисером. Собственность У.И. Элрика. Северо-Эвенский район, Магаданская обл. Фото А.А. Сириной, 2002 г. 

С XVIII–XIX веков эвенские мастерицы стали широко использовать новый покупной материал – бисер – в украшении одежды, обуви, шапок, колыбелей, седел, кисетов и др.  Красочность и долговечность бисера, относительная простота техники работы с ним,  возможность создавать самые разнообразные формы сплошного узорочья определили  быстрое распространение изделий с бисерной  вышивкой. Излюбленными цветами эвенов при вышивке  бисерного орнамента были  белый, голубой, черный.  

Эвенская вышивка бисером. Мастер У.И. Элрика. Северо-Эвенский район, Магаданская область. Фото А.А. Сириной. 2002.

Все необходимое для вышивки эвенские женщины складывали в  сумки укульчэн и авса Укульчэн – скатка из полосы рыбьей кожи, в ней хранили   изделия и заготовки для рукоделия, нитки из сухожилий, подшейный волос оленя. Укульчэн хранили в  авса/авша   – небольшой  плоской сумке для предметов рукоделия, сшитой из оленьего камуса.  «Крышка» сумочки  украшалась шахматным или ромбическим меховым или кожаным орнаментом 

Эвенская женская сума авса для хранения и сумочка укульчэн («свернутая») для хранения мелких  швейных принадлежностей. Принадлежала У.И. Элрика. Северо-Эвенский район, Магаданская область. Фото А.А. Сириной. 2002.

В сумке авса хранили швейные принадлежности: иглы, нитки, наперстки, кроильный нож или ножницы, бисер, металлические подвески, орнаментальные заготовки, а также амулеты.  

Среди известных эвенских мастериц  – Л. Сергучева, член Союза художников России, Мария Андреева, Мария Голикова, Ульяна Андреева, Дарья Шумилова, Анастасия Соловьева, Л. Константинова, А. Алексеева, Г. Осенина, Л. Слепцова, М. Безносова, М. Голикова, М. Осенина,  О. Громова, М.П. Ломовцева,  Н.Е. Инданова, В.А.  Долганская, З.П. Павельева, К.И. Нивани, В.С. Коеркова, А.И. Хабаровская,  З.С. Садовникова, М.Н. Быканова, М.С. Громова, М.А. Данилова,  А.И. Ефимова-Дьячкова , З.Г. Колесова, М. Колесова, Л.Н. Константинова, В.Е. Кундырь, З.П. Никулина,  Е.Ф. Протопопова, А. Тарабукина, М.К. Осенина и многие другие. 

Многие из них охотно делятся секретами своего мастерства с молодыми. Передача секретов искусства  традиционного шитья и вышивки происходит в кружках при этнокультурных центрах, – в   творческой мастерской «Очидяк» (рук. Н.Е. Инданова), детском клубе «Бисеринка» (рук. М.П. Ломовцева,  заслуженный работник культуры РФ) Камчатского края и многих других. Сухожильная нить стала символом неразрывной связи поколений мастериц, ее вручают на праздниках младшему поколению (Охотский район Хабаровского края). Сирэкэтэ   («Сухожильная нить») –  так названа лаборатория одежды коренных малочисленных народов РС(Я), созданная в 2022 г. в Якутске. Многие мастерицы и мастера сейчас переместились в города, не случайно в Якутии действует Творческий союз мастеров декоративно-прикладного искусства народов Севера (2018). 

Мастера создают не только традиционные вещи, в том числе их модели ,

Анна Афанасьевна Кудрина, эвенская мастерица, с моделями эвенской детской колыбели и сумки инмэк. Поселок Гарманда, Северо-Эвенский район, Магаданская область. Фото А.А. Сириной. 1998.

но и немало новых, современных художественных изделий, преисполненных национального своеобразия. 

Евдокия Григорьевна Ходьяло с сыном. В руках  у мастерицы – модифицированная женская сумочка авса . Магадан, 1998. Фото А.А. Сириной.

Мужчины изготавливали всю хозяйственно-бытовую утварь,  – ножи, коробки, седла, посохи, колыбели и многое другое, украшали  утварь резными изображениями оленей и других животных. Методом холодной ковки изготавливали украшения  из серебра, олова, меди, железа. Традиции развиваются в авторских работах. Юрий Ханькан из с. Гижига Северо-Эвенского района Магаданской области  – известный мастер резьбы по кости и дереву, участник всероссийских и международных выставок. «Я стараюсь, чтобы в каждой работе была своя душа,  и чтобы каждая работа о чем-то рассказывала», – говорит мастер. В своих работах он изображает  жизнь кочевников, осмысленную в философском ключе ( https://ethnobook.ru/narody/eveny/video/280-yurij-khankan-o-svojom-tvorchestve-rodnoj-gizhige-i-voskresshem-pradedushke )

Развитию народного декоративно-прикладного искусства  способствуют региональные, всероссийские,  международные выставки-ярмарки и дефиле, народные праздники, выступления фольклорных коллективов, внимание искусствоведов и ученых .

М.Ф. Коркопская на выставке-ярмарке «Сокровища Севера» на ВВЦ в Москве. Фото А.А. Сириной, 2007.

Две мастерицы – саамская и эвенская – обмениваются секретами мастерства на выставке- ярмарке «Сокровища Севера» на ВВЦ в Москве. Фото А.А. Сириной, 2007.

Большую работу по сохранению культурного наследия  эвенов проводят музеи. Интерес к предметам традиционного народного творчества проявляют турфирмы,  предприниматели.  Проблемами современного декоративно-прикладного творчества становится нехватка сырья, шкур и ровдуги,  которые поставляются традиционными промыслами – оленеводством, охотой. Развитие этого направления  культуры тесно связано традиционными хозяйственными практикам.

Подробности: 

Дефиле работ А.И. Хабаровской,  народной мастерицы по изготовлению национальной одежды эвенов, с. Березовка. РС(Я).