Вернуться
Главный научный сотрудник (д.и.н.) Отдела
Севера и Сибири ИЭА РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвены. Духовная культура (мифологическая картина мира, традиционные верования, праздники и обряды) 

Мифологическая картина мира . Модель мира у эвенов имела вертикальную  ориентацию: средний мир живых, нижний мир умерших, верхний мир Бога и ангелов. Имелись представления и о горизонтальном расположении миров, которые  соединяла невидимая река. Наиболее полными знаниями об этих мирах обладали шаманы и сказители, которые нередко совмещались в одном лице. На формирование представлений о мире у эвенов повлияло христианство. Эвены Гижиги стали отождествлять верхний мир с христианским раем, а нижний – с адом. 

В мифах эвенов сохранились представления о  рождении  человека и оленя от дерева, о создании мира от  искр, высекаемых огнивом верховного божества, статус которого в мифологии эвенов имеют Солнце, Луна и Земля, о происхождении мира из тела восьминогого оленя. Многие мифы о происхождении Земли и человека переплелись  с христианскими текстами. Бог (Хэвки) создал птиц, животных и людей. Первые люди  – мужчина и женщина  – были созданы на юге из глины.  

Культ животных, природы и духов-хозяев .  Животные рассматривались как родственники и помощники. Необходимость охоты на них компенсировалась верой в возрождение души убитого животного и в то, что оно само предложило себя человеку, или это сделал дух-хозяин животного. 

Медведя эвены считали родственником человека, его нельзя было называть по имени, плохо говорить о нем, – считалось, он мог на расстоянии слышать речь человека. После добычи зверя  охотники проводили обряд,   необходимый для возрождения зверя и заключавшийся в особом порядке его разделки и сохранения костей, а на стойбище  мужчины устраивали медвежий праздник уркачак .

Эвены верили, что у каждого человека есть свой хэвэк – животное (олень или собака), с которым существует особая взаимосвязь.  Животное берет на себя все плохое, предназначенное его хозяину.  При лечении больного такого животного для него раньше выбирал шаман.

В стаде эвенов были священные белые олени, – хранители стада; белые или пестрые олени,  на которых перевозили священные обрядовые предметы семьи, включая иконы и кресты.

Духи-хозяева . Согласно представлениям эвенов, каждый предмет, явление действительности, природный объект,  стихия, растение и животное имеют своего духа-хозяина муран/мусан. Духи-хозяева представлялись в облике  женщины или мужчины, могли иметь и облик животного. В представлениях эвенов,  существуют и вредные для человека духи аринкал/арисал. Широко известны на северо-востоке Сибири духи гор хэйек (он же фантастическое существо, а также коряк, чукча).

Магаданские, верхоянские эвены называют верховного духа Хэвки, он же был духом-хозяином любой таежной местности. Некоторые якутизированные эвены считают главным духом тангара (общее название божества неба у тюрков). Древний образ духа-хозяйки тайги Хэвки в местах контактов с якутами сосуществует с представлениями о Байанае – духе-хозяине леса, земли, охоты, зверей и птиц. Представления о духе-хозяине местности у эвенов тесно связаны с представлениями об огне. Дух-хозяин огня имеет облик мужчины, старика с семьей. Эвены постоянно «кормят» огонь кусочками лучшей пищи,  с нему прислушиваются  в сложных жизненных обстоятельствах. 

Жертвоприношения духам-хозяевам местности совершали  в любом месте, на речных переправах и перевалах устраивали жертвенники дэлбургэ .  В жертву оставляли подшейный волос оленя, кусочки ткани, сигареты, патроны, монеты, в особо важных случаях – серебряные вещи. Иногда  забивали оленя.

Роль посредников между людьми  и духами-хозяевами выполняли амулеты эдик/эдек,  камешки-амулеты хэвкичен. Охотничьи амулеты – когти, зубы, кости, шкура альбиноса. Оленеводческие  амулеты – маленькие уплотнения в виде мешочка, набитого шерстью, которые изредка находили  под кожей оленя при его разделке. 

В числе семейно-родовых святынь эвены имели небольшое деревянное антропоморфное изображение духа хайта, являвшегося хранителем семьи.  

Экологическая этика в системе традиционных воззрений . У эвенов существовала система этических норм поведения в  природе и между людьми,  выраженная в запретах и оберегах. В основе промысловой этики лежит принцип возрождения жизни, основанный на вере в возрождение зверя. Базовые принципы в отношении с природой: Природа – это нечто живое и священное; к природе и ее духам-хозяевам необходимо относиться с уважением; за дары природы нужна благодарность и ответный дар; за неправильное поведение неизбежно последует наказание. 

Эвены практиковали шаманство , оно  переходило по наследству. Шаманы были  знатоками народных обычаев, традиций, фольклора,  лечили больных. Шаманы имели костюмы и атрибуты (бубен, , чтобы путешествовать по мирам вселенной, узнать будущее, средства лечения. Близких родственников шаман не мог лечить, для этого приглашали шамана из другой семьи. Одним из средств лечения были антропоморфные лечебные фигурки-амулеты, которые изготавливал шаман. 

Представление о душе . Считалось, что каждый умерший, прожив свою жизнь в мире мертвых, может либо вернуться в мир живых людей в виде новорожденного младенца, либо уйти в  мир, располагающийся ниже мира мертвых . Верили, что душа  хинан/ханян («тень», «отражение», «призрак») умершего родственника возвращается в  новорожденном. У некоторых групп эвенов имелись представления о множественности душ (до трех). Старики проводили обряды узнавания вернувшейся души:  разговаривали  с маленьким ребенком, наблюдали за его словами и действиями, гадали по подвешенному камешку.  

В отличие от других народов Северо-Востока, эвены,  особенно Колымы и Охотского побережья, где служил просветитель Сибири и Америки Св. Иннокентий Вениаминов, глубоко восприняли православие. Все эвены носили нательные кресты, в каждой юрте имелись иконы. Отмечали воскресенья и большие церковные праздники. С началом дня и его окончанием молились.  

Эвен с крестом на груди. Фото В.И. Иохельсона. Американский музей естественной истории в Нью-Йорке. Копия с сайта AMNH. Из открытых источников.

Верования эвенов к XX в. представляли собой сложный комплекс, в котором в разряд традиционных перешли и  православные христианские воззрения.  В 1990-е-2000-е  годы определенное  влияние на молодежь эвенов оказал протестантизм. В 2010–2020-е годы на Севере активизировалась деятельность православных миссионеров.  

Национальная интеллигенция в конце 1980-начале 1990-х годов реконструировала праздник летней встречи нового года Эвинэк , Хэбденек , Хэбдек , Нургэнэк – праздник встречи Нового года, Солнца, родственников после долгой зимней кочевки. Он возрожден энтузиастами по книгам этнографов и знаниям, сохранившимся у старейшин. В Якутии проводится эвенский обрядовый праздник Айанңа Мяланни («Пробуждение природы и рождение оленят»). В Аллаиховском улусе Якутии отмечаются традиционные праздники «Встреча Солнца» (конец января), «Цветение тундры» (конец мая-начало июня). На Камчатке реконструирован ы элементы эвенск ого свадебн ого обряд а , медвеж ьего праздник а-обряда «Гулыдек».   Проводятся  праздники,  укоренившиеся в советское время – День рыбака и День оленевода.  Праздничные мероприятия проводятся при поддержке горнодобывающих компаний и администраций. Современными праздниками с элементами обряда стали всероссийский и региональные съезды эвенов. 

Видеоматериалы

Городской Эвинек – летний праздник встречи нового года

Праздник «Нургэнэк» на Камчатке:  

 

Программа П. Броше «Моя любовь – Россия». Тема: «Эвены. Философия гостеприимства». 2011 г. 

 

Сайт «Фонд культуры народов Сибири», Германия. Директор Э. Кастен. На сайте в разделе "Коллекции" размещены  фото, видео материалы, электронные публикации, касающиеся духовной культуры и декоративно-прикладного творчества эвенов Камчатки, а также публикация нимканов Д.М. Осениной.