Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Сабуров Александр Алексеевич, директор института
стратегического развития Арктики
Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Эвены. Транспортная доступность
Все территории традиционного проживания эвенов (Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Камчатский край) характеризуются удаленностью от основной зоны расселения и крайне слабым развитием транспортной инфраструктуры. Только г. Хабаровск имеет регулярное автодорожное и железнодорожное сообщение с другими регионами РФ.
Большинство населенных пунктов имеют критическую зависимость от морского и речного сообщения (при этом период навигации составляет не более 6 месяцев из-за климатических условий) или автозимников (особенно в Республике Саха), которые являются единственным способом завоза топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров.
Для большей части территорий авиасообщение является единственным круглогодичным средством сообщения с региональными центрами, однако многие небольшие населенные пункты, особенно в Республике Саха (Якутия) не обеспечиваются регулярными рейсами.
Республика Саха (Якутия) |
||||
Населенный пункт |
Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
Республика Саха (Якутия) |
||||
Сельское поселение Майорский национальный наслег |
||||
село Куберганя |
Село Куберганя – сельский населенный пункт, является административным центром Майорского национального наслега, находится в 220 км к юго-западу от центра улуса — пгт. Белая Гора . В зимний период действует автозимник . |
Отсутствует. |
Имеется авиаплощадка . |
Транспортная связь села Куберганя с улусным центром и другими населенными пунктами в период навигации осуществляется водным транспортом . |
Сельское поселение Юкагирский национальный наслег |
||||
село Оленегорск |
Муниципальное образование «Юкагирский национальный наслег» находится на территории юго-востока Аллаиховского улуса (района). Большая часть территории покрыто лесотундрой пересеченной множеством мелких речек и озер, в связи с этим отсутствует устойчивая транспортная схема. Расстояние до райцентра поселка Чокурдах составляет в летний период 140 километров, в зимний период (по реке Индигирка) 120 километров. В период распутицы май - октябрь отсутствует дорога с райцентром. Расстояние до ближайшего населенного пункта с. Нычалах – 70 км . |
Отсутствует. |
В соседнем селе - аэропорт «Чокурдах». В Оленегорске действует посадочная площадка . |
Пассажирская навигация отсутствует. Судоходство на р. Индигирке осуществляет Индигирское управление в составе Ленского объединенного речного пароходства. Основная задача - обеспечение региона народно-хозяйственными грузами . |
Сельское поселение Борогонский наслег |
||||
село Намы |
Село Намы, который единственный входит в муниципальное образование МО «Борогонский наслег». Расстояние до улусного центра поселка Тикси – 350 км., ближайшего населенного пункта села Найба – 170 км. Транспортная схема улуса очень сложная, так как отсутствует сеть грунтовых дорог, связывающих центр улуса п. Тикси с наслегами. В село можно добраться на автомобиле зимой (по зимнику) . |
Отсутствует. |
Воздушное сообщение осуществляется через поселок Тикси в летнее время 4 раза в месяц, в зимнее время – 1 раз в месяц. В селе есть взлётно-посадочная площадка . |
В период навигации осуществляется водное сообщение . |
Сельское поселение Хара-Улахский национальный наслег |
||||
село Найба |
Административным центром является село Найба, который единственный входит в муниципальное образование МО СП «Хара-Улахский национальный (эвенский) наслег». Расстояние до улусного центра поселка Тикси – 140 км. воздушным путём, автозимником – 210 км. Автомобильный транспорт предусмотрен по автозимнику только в холодное время года . |
Отсутствует. |
Есть вертолетная площадка на западной стороне села . |
В период навигации осуществляется водное сообщение. |
Сельское поселение Булунский национальный (эвенкийский) наслег |
||||
Село Кюсюр |
Расположено на северо-западе республики, на правом берегу реки Лена. Расстояние от г. Якутска - 1700 км. водным путем, от райцентра п. Тикси -300 км. водным путем. В холодное время года работает автозимник. |
Отсутствует |
Имеется вертолетная площадка и взлетно-посадочная полоса. |
В период навигации сообщение с центром улуса осуществляются водным путём. Теплоход Якутск-Кюсюр-Тикси. |
Сельское поселение Быковский национальный (эвенкийский) наслег |
||||
Село Быковский |
Расположен за Северным полярным кругом на мысе Быковский, в 80 км к северу от райцентра поселка Тикси. Транспортная схема наслега такова, что отсутствует сеть грунтовых дорог, связывающих наслег с центром улуса. Зимой сообщение между центром улуса осуществляется автотранспортным путем (по зимнику). |
Отсутствует |
Имеется вертолетная площадка, которая требует ремонта. |
В период навигации сообщение с центром улуса осуществляется только водным путём. |
Сельское поселение Сиктяхский наслег |
||||
Село Сиктях |
Административный центр поселения – с. Сиктях - расположен на расстоянии 410 км от районного центра — п. Тикси и связан с ним по автозимнику. |
Отсутствует |
Имеется вертолетная площадка севернее села, возле берега реки Лена. |
В летнее время основной магистралью для снабжения села является река Лена. |
Сельское поселение Тюметинский наслег |
||||
Село Таймылыр |
Расположен на территории традиционного природопользования - в дельте р. Оленек. Транспортная связь с центром Булунского улуса и другими населенными пунктами осуществляется автотранспортом зимниками в зимнее время. Расстояние до центра поселка Тикси составляет 271 км по зимнику местного значения. Грунтовые автомобильные дороги отсутствуют. |
Отсутствует |
В летний период сообщение с улусным центром, посёлком Тикси, осуществляется воздушным путём. На северной стороне села за пределами границы населенного пункта имеется вертолетная площадка. В период весеннего половодья функционирует вторая вертолетная площадка, на западной части села, также за пределами населенного пункта. |
Нет данных. |
Сельское поселение Утаинский эвенский национальный наслег |
||||
село Утая |
Расположено в предгорьях хребта Арга-Тас, на правом берегу реки Силяп (правый приток р. Ожогина), являясь самым отдалённым и труднодоступным местом улуса. Расстояние до центра улуса — посёлка городского типа Зырянка — 170 км. На автомобиле можно добраться только зимой по зимнику . |
Отсутствует. |
В Верхнеколымском улусе воздушная связь производится через аэропорт «Зырянка». В селе функционирует авиаплощадка . |
Водный транспорт функционирует в летнее время . |
Сельское поселение Ламынхинский национальный наслег |
||||
село Себян-Кюёль |
Село Себян-Кюель – центр муниципального образования «Ламынхинский национальный наслег». Расположен в северной стороне Кобяйского улуса (правобережье). Расстояние от п. Сангар до с. Себян-Кюель автозимником – 578 км, от г. Якутска до с. Себян-Кюель – 515 км. В зимнее время автомобильным транспортом по автозимнику . |
Отсутствует |
Рядом с селом в 0,5 км к западу имеется взлетнопосадочная полоса . |
Отсутствует |
Сельское поселение Кировский эвенский национальный наслег |
||||
село Сегян-Кюёль |
Расстояние до г.Якутск 230 км, до улусного центра п. Сангар - 250 км. Транспортное сообщение с улусным центром п. Сангар и с г. Якутском возможно только по автозимнику. Основная часть грузов и продуктов доставляется в зимний период с конца декабря по апрель автозимником. В остальное время года с. Сегян-Кюёль практически отрезано от остального мира . |
Отсутствует |
Есть авиплощадка в селе Сегян-Кюёль, но она не пригодна для использования . |
Отсутствует |
Сельское поселение Улахан-Чистайский национальный наслег |
||||
село Сасыр |
Село Сасыр, является центром МО «Улахан-Чистайский национальный наслег». Расположено на правом берегу реки Мома, в 450 км к юго-востоку от улусного центра с. Хону. Связь с улусным центром осуществляется автотранспортом (автозимником) . |
Отсутствует. |
Связь с улусным центром осуществляется малой авиацией (круглогодично) . |
Отсутствует. |
Сельское поселение Чыбагалахский национальный наслег |
||||
село Кулун-Елбют |
Село Кулун-Елбют Момского улуса Республики Саха (Якутия) лежит за полярным кругом. Связь между районным центром (70 км.) и с. Кулун-Елбют осуществляется посредством зимника четыре месяца в году. Остальное время автомобильного сообщения с другими населенными пунктами отсутствует. |
Отсутствует |
Отсутствует |
До села можно добраться водным транспортом. Расстояние до центра села Хонуу составляет по воде 70 км . |
Сельское поселение Индигирский национальный наслег |
||||
село Буор-Сысы |
Расположен на правом берегу реки Индигирка. Расстояние от райцентра Хонуу до наслега составляет: наземным путем – 10 км; Транспортное сообщение с райцентром – автозимник 10 км. Внутритерриториальные связи осуществляются автомобильным автотранспортом . Круглогодичной автомобильной дороги нет, в мае и октябре – распутица, сообщение с центром прерывается . Зимой действует автозимник . |
Отсутствует. |
У северо-западной границы села расположена взлётно-посадочная полоса для транспорта малой авиации, в современном состоянии требующая ремонта и практически не эксплуатируемая . |
Периодичное речное сообщение с улусным центром с. Хонуу в период навигации. Водный путь до с. Хонуу – 10 км . |
Сельское поселение Момский национальный наслег |
||||
село Хонуу |
Село Хонуу является административным центром, самым крупным населенным пунктом Момского района (улуса). Зимой действует автозимник . |
Отсутствует. |
Есть авиационная площадка . |
Присутствует речной транспорт, периодичность не определена . |
Сельское национальное юкагирское поселение "Олеринский Суктул" |
||||
село Андрюшкино |
Располагается в 450 км к северо-западу от центра наслега Черского на правом берегу реки Алазея. Функционирует автозимник . |
Отсутствует |
Есть авиаплощадка . |
Отсутствует |
Сельское поселение Чукотский национальный Халарчинский наслег |
||||
село Колымское |
Село Колымское по протоке Стадухинское находится от улусного центра – п. Черский на расстоянии в 180 км, а по реке Колыме – на расстоянии 160 км. Действует автозимник . |
Отсутствует |
В селе действует аэродром «Колымское» . |
Отсутствует |
Сельское поселение Борогонский 2-й наслег |
||||
село Томтор |
Село находится в 890 км от Якутска. Добраться до Томтора можно по. федеральной трассе, которая ведет мимо центра Оймяконского улуса, поселка Усть-Нера, через Республику Саха в Магадан. Последние 150 километров до Томтора идет дорога местного значения . |
Отсутствует |
Действует авиаплошадка . |
Отсутствует |
Сельское поселение Сордоннохский наслег |
||||
село Орто-Балаган |
Расстояние до ближайшего с.Томтора 56 км., расстояние до улусного центра поселка Усть-Нера 520 км. Расстояние до г. Якутска 1000 км. Дороги федерального значения от г.Якутска до Кюбюмы 760 км., от Кюбюмы до «Переправы» дорога республиканского 180 км. От Переправы до с.Орто-Балаган, дорога местного значения 30 км. . |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
Сельское поселение Ючюгейский наслег |
||||
село Ючюгей |
Село находится в восточной части Якутии, в пределах впадины Учюгей, на правом берегу реки Учюгей-Юрях, на расстоянии примерно 150 км (по прямой) к юго-западу от посёлка городского типа Усть-Нера. От Якутска до Ючюгея расстояние занимает 974 км по трассе . |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
Нет данных. |
Сельское поселение Березовский национальный (кочевой) наслег |
||||
село Березовка |
Село Березовка расположено в 240 км к северо-западу от улусного центра города Среднеколымск . Внешняя связь села в холодное время года осуществляется «автозимником» – автотранспортом, использующим в качестве дорог недоступные в теплое время поверхности - реки, озера и др. водные и наземные преграды . |
Отсутствует. |
Имеющаяся в селе авиаплощадка способна принимать самолеты следующих типов АН-2, АН-24 и Л-410, также вертолеты типа МИ-8 и их модификации. Однако, местоположение авиаплощадки не соответствует требуемым нормам СНиП 32-03-96 . |
Отсутствует. |
Сельское поселение Томпонский национальный (эвенский) наслег |
||||
село Тополиное |
Село находится в восточной части Якутии, в пределах южного Верхоянья, на левом берегу реки Томпо, на расстоянии примерно 294 км к северу от посёлка Хандыга, административного центра района . В зимнее время имеется связь по автозимнику с районным центром Хандыга – 294 км, от п. Хандыга до г. Якутска – 400 км. |
Отсутствует. |
ГУП «Аэропорт Хандыга» является единственной транспортной связью в Томпонском районе в период весенне-осенней распутицы а реки Индигирка . Внешний транспорт в селе представляет сохраняемая взлетно-посадочная полоса, расположенная в 1,5 км к юго- западу от села. Тип покрытия взлетно-посадочной полосы гравийно-песчаная. В данное время авиаполоса не функционирует . |
Отсутствует. |
Сельское поселение Омолойский национальный наслег |
||||
село Хайыр |
Расположен за Северным полярным кругом, на правом берегу р. Омолой, в 498 км к северо-западу от улусного центра п. Депутатского. До ближайшего населенного пункта с. Казачье расстояние 379 км. Основная часть грузов перевозится зимой по зимникам . |
Отсутствует. |
В наслеге функционирует авиаплощадка и годна к обслуживанию воздушного судна, МИ-8 в осенне-зимний и весенне-летний периоды . |
Отсутствует. |
Сельское поселение Туматский национальный наслег |
||||
село Тумат |
Расположен за Северным полярным кругом на правом берегу р. Чондон, в 363 км к северу от улусного центра п. Депутатского. Населенный пункт, включён в перечень труднодоступных и отдалённых местностей республики. Расстояние до ближайшего населенного пункта село Казачье 170 км, до улусного центра п. Депутатский расстояние 656 км . Функционирует автозимник. |
Отсутствует |
Связь с остальными населёнными пунктами улуса и г. Якутск в летнее время осуществляется только воздушным транспортом (при наличии пассажиров), водными путями (при наличии воды) . В наслеге есть авиационная площадка. Внутриулусные авиаперевозки выполняются на самолете Ан-3 и на вертолете Ми-8 авиакомпанией «Полярные авиалинии» . |
Связь с остальными населёнными пунктами улуса осуществляется в период навигации водными путями (при наличии воды) . |
Сельское поселение Силянняхский национальный наслег |
||||
село Сайылык |
Село находится в северной части Якутии, на левом берегу реки Селеннях, на расстоянии примерно 71 км. по прямой к юго-западу от посёлка Депутатский. Можно добраться на автомобиле по зимнику Депутатский – Сайылык . |
Отсутствует. |
В селе Сайылык имеется место для вертолетной площадки . |
Отсутствует. |
Сельское поселение Казачинский национальный наслег |
||||
село Казачье |
Село Казачье находится от административного центра МО «Усть-Янский улус (район)» на расстоянии 486 км. Село расположено за Северным полярным кругом на берегу реки Яна в месте, где в неё впадает река Казачка. Автомобильных дорог федерального значения на территории района нет. Зимой доступен автозимник . |
Отсутствует. |
В наслеге есть авиационная площадка. Внутриулусные авиаперевозки выполняются на самолете Ан-3 и Ми-8 авиакомпанией «Полярные авиалинии» . |
В наслеге есть речная пристань. Часть грузов в наслег доставляется по воде, особенно в летнее время. Используемая нефть для котельных из Талаканского месторождения, доставляется во время навигации водным транспортом . |
Сельское поселение Уяндинский эвенский национальный наслег |
||||
село Уянди |
Село Уянди – центр Уяндинского национального наслега Усть-Янского улуса (района). Расположен за Северным полярным кругом в 45 км к востоку от улусного центра посёлка Депутатский, на правом берегу речки Уяндина. Населенный пункт, включён в перечень труднодоступных и отдалённых местностей республики. До улусного центра п. Депутатский расстояние 60 км (автозимником). Через поселение проходит автозимник Депутатский – Белая Гора . |
Отсутствует. |
В поселении имеется вертолетная площадка . |
Нет данных. |
Сельское поселение Тюгясирский наслег |
||||
село Батагай-Алыта |
Батагай-Алыта (Саккырыр) - административный центр Эвено-Бытантайского улуса. Административный центр и единственный населённый пункт Тюгесирского наслега. Зимой действует автозимник . |
Отсутствует. |
В селе есть аэропорт Саккырыр, организовано авиасообщение с Якутском . |
Отсутствует. |
Сельское поселение Нижне-Бытантайский наслег |
||||
село Кустур |
Эвено-Бытантайский улус находится за Северным полярным кругом. Село Кустур расположено на левом берегу реки Бытантай, в 118 км к северо-востоку от райцентра села Батагай-Алыта. Действует автозимник . |
Отсутствует. |
Рядом с селом располагается посадочная площадка Кустур. Покрытие ГВПП: суглинок с травяным покровом. Эксплуатант: ОАО АК «Полярные авиалинии» . |
Отсутствует. |
Сельское поселение Верхне-Бытантайский наслег |
||||
село Джаргалах |
Джаргалах – село в Эвено-Бытантайском национальном районе Якутии, центр Верхнебытантайского наслега. Расположено за Северным полярным кругом, на левом берегу реки Бытантай, в 75 км к югу от райцентра с. Батагай-Алыта. Действует автозимник . |
Отсутствует. |
Рядом с селом располагается аэродром Джаргалах. Эксплуатант: ОАО АК «Полярные авиалинии» . |
Отсутствует. |
Камчатский край |
||||
г. Петропавловск-Камчатский |
Петропавловск-Камчатский городской округ связан по автомобильным дорогам общего пользования с Елизовским, Мильковским, Усть-Камчатским, Быстринским, Усть-Большерецким муниципальными районами Камчатского края. От автомобильной дороги регионального значения Эссо – Крапивная отходит автозимник продленного действия Анавгай – Палана, связывающий с Тигильским муниципальным районом и городским округом «Поселок Палана» . |
Отсутствует. |
Авиатранспортная система Камчатского края состоит из международного аэропорта федерального значения «Петропавловск-Камчатский (Елизово)» и сети аэропортов местных воздушных линий, расположенных в населенных пунктах края . |
Водный транспорт в Петропавловск-Камчатском городском округе является основным видом транспорта, обслуживающим грузовые перевозки города и его промышленности в сообщении с другими районами страны и прибрежными населенными пунктами Камчатского края. Морской порт Петропавловск-Камчатского городского округа расположен на берегу незамерзающей Авачинской губы . Пассажирский водный транспорт Камчатского края находится в критическом состоянии. Водный транспорт может работать в условиях Камчатки 5-6 месяцев в году, а в некоторых северных районах – 2-3 месяца. |
Городской округ пос. Палана |
Муниципальное образование городской округ «поселок Палана» расположено в западной части Камчатского края, в непосредственной близости от побережья Охотского моря. Существующее транспортное обеспечение пгт. Палана с населенными пунктами за пределами округа представлено грунтовыми автомобильными дорогами и автозимниками . |
Отсутствует. |
Ближайший аэропорт, имеющий связь с другими населенными пунктами Камчатского края, расположен в 2-х км от пгт. Палана. Новая взлетно-посадочная полоса может принимать следующие типы воздушных судов: Ан-28, Ми-2, Ми-8, Ка-27(Ка-32), Ан-26, Ан-26-100, Л-410, Як-40. Авиация является единственным средством транспорта, позволяющим добраться до районного или краевого центра . |
В 7 км от пгт. Палана, в устье реки Палана, находится пункт рейдовой разгрузки морских судов (далее - портпункт). Портпункт обеспечивает разгрузку судов с топливом, продовольствием, промтоварами, строительными материалами, строительно-дорожной техникой и прочими грузами из Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Находки. В период навигации портпункт принимает суда с рейдовой выгрузкой, так как устье р. Палана мелководное и крупные суда с высоким показателем водоизмещения не имеют возможности зайти в порт. В настоящее время рейдовая обработка судов в портпункте Палана производится самоходными баржами, а выгрузка грузов осуществляется на необорудованный берег самоходными автомобильными кранами с дальнейшей транспортировкой автотранспортом . Отсутствуют линии морской пассажирской перевозки . |
Быстринский муниципальный район |
||||
село Анавгай |
Анавгайское сельское поселение расположено в центральной части Камчатского края. Расстояние до краевого центра г. Петропавловска-Камчатского – 497 км. Общая протяженность дороги от г. Петропавловск-Камчатский до с. Анавгай составляет 497 километров. Дорога имеет асфальтовое покрытие на протяжении 130 км, остальная часть - с улучшенным гравийным покрытием. Состояние дорожного полотна позволяет использовать крупные комфортабельные туристические автобусы, легковые автомобили, грузовой транспорт для грузопассажирских перевозок . |
Отсутствует. |
Ранее в с. Анавгай базировалось авиапредприятие «Халактырка». Из всех видов местного воздушного транспорта в районе используются вертолеты Ми-8, благодаря возможности посадки на необорудованные площадки, какой, например, является в п. «Горный ключ» . |
Нет данных. |
село Эссо |
Общая протяженность дороги от г. Петропавловск-Камчатский до с. Эссо составляет 520 километров. Дорога имеет асфальтовое покрытие на протяжении 130 км, остальная часть - с улучшенным гравийным покрытием. Состояние дорожного полотна позволяет использовать крупные комфортабельные туристические автобусы, легковые автомобили, грузовой транспорт для грузопассажирских перевозок . |
Отсутствует. |
Сфера воздушного транспорта в селе Эссо представлена аэропортом. Аэропорт Эссо арендует ООО АК «Витязь -Аэро». Аэропорт Эссо расположен в долине р. Быстрая на северо-восточной окраине села Эссо . |
Река Уксичан протекает по территории с. Эссо и берёт своё начало на юго-восточном склоне вулкана Чингейнгейн . Нет данных о речном сообщении. |
Олюторский муниципальный район |
||||
село Ачайваям |
Сельское поселение с. Ачайваям расположено в северо-восточной части Олюторского района Камчатского края. Расстояние (воздушным путем) от с. Ачайваям до административного центра с. Тиличики составляет 251 км (маршрут воздушным транспортом – ок. 350 км), до краевого центра г. Петропавловска – Камчатского составляет 1451 км (ок. 1550 км). На автомобиле можно добраться зимой – по автозимнику . |
Отсутствует. |
К объектам воздушного транспорта относится грунтовая вертолетная взлетно-посадочная площадка, позволяющая принимать рейсы из Тиличик. В настоящее время воздушное сообщение с районным центром обеспечивается с помощью вертолетов МИ-8. Сообщение осуществляется круглый год. |
Речное сообщение осуществляется в летнее время . |
село Хаилино |
Сельское поселение с. Хаилино расположено в 1273 км от города Петропавловск-Камчатский. В населенном пункте грузопассажирские перевозки осуществляются автомобилем марки «Урал» по маршруту с. Хаилино – с. Тиличики, протяженность маршрута составляет 100 км. . |
Отсутствует. |
К объектам воздушного транспорта относится грунтовая вертолетная взлетно-посадочная площадка, позволяющая принимать рейсы из с. Тиличик. В настоящее время воздушное сообщение с районным центром обеспечивается с помощью вертолетов МИ-8 . |
Село находится в устье реки Хаилино, имеет порто - пункт, обеспечивающей транспортно-грузовую связь с внешним миром, связь по воде со всеми селами района и прежде всего с районным центром . |
Пенжинский муниципальный район |
||||
село Аянка |
Сельское поселение «село Аянка» расположено на территории Пенжинского муниципального района Камчатского края и состоит из единственного сельского населенного пункта - село Аянка и территорий правобережья реки Пенжина, прилегающих к селу. На автомобиле можно добраться только зимой. Действует автозимник . |
Отсутствует. |
Аэропортовый комплекс способен принимать воздушные суда марки ЯК-40 и АН-28, однако в настоящее время воздушное сообщение с районным центром обеспечивается с помощью вертолетов МИ-8 . |
В летний период по реке Пенжина обеспечивается транспортное сообщение с районным центром с. Каменское . |
Хабаровский край |
||||
г. Хабаровск |
Хабаровский территориальный транспортный узел сосредоточил транспортные коммуникации регионального уровня, обеспечивающие транспортно-экономические связи с другими населенными пунктами края, страны и зарубежья. Через территорию проходят автомобильные дороги федерального и краевого значения.
|
По городской территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль Москва – Владивосток. |
Имеются два аэропорта гражданской авиации: международного значения и местных авиалиний. |
По городской территории протекает крупнейшая водная артерия Дальнего Востока – р.Амур. |
Охотский муниципальный район |
||||
пгт Охотск |
Городское поселение «Рабочий поселок Охотск» - административный центр Охотского муниципального района Хабаровского края, находящийся в 1887 км от г. Хабаровска. Расположен на северном побережье Охотского моря у впадения реки Кухтуй. Автомобильные дороги, соединяющие пгт Охотск с региональным центром (г. Хабаровск) и другими крупными городами, отсутствуют. Круглогодично организуются пассажирские перевозки по пригородному маршруту, охватывающему жителей 5 населенных пунктов (р.п. Охотск, с. Резиденция, с. Булгин, п. Морской, п. Аэропорт). В зимний период значительную роль в транспортном обеспечении района играют автозимники «подъезд к с. Иня», «подъезд к с. Арка» и «подъезд к п. Новое Устье». В указанных направлениях районом организуются пассажирские перевозки по пригородным маршрутам, охватывающим жителей еще 4 населенных пунктов (с. Арка, п. Нова Иня, п. Новое Устье, с. Вострецово). В летний период и период распутицы официальное транспортное сообщение с указанными населенными пунктами возможно только посредством организации пассажирских перевозок воздушным транспортом . |
Отсутствует. |
В посёлке Охотск имеется аэропорт (регионального значения), с которого осуществляются регулярные рейсы в Хабаровск и Николаевск-на-Амуре, а также вертолётное сообщение с остальными населёнными пунктами района . |
Есть причал. Однако водное сообщение осложнено удаленностью от материковых портов, малыми сроками навигации (с конца мая до начала декабря), летними туманами, приливными и нагонными явлениями вблизи берега, отсутствием защищенных бухт, мелководьями . |
Аркинское сельское поселение, село Арка |
Круглогодичное транспортное обеспечение населенного пункта с. Арка с административным центром Охотского района (р.п. Охотск) отсутствует. Транспортное обеспечение с районным центром обеспечивается по автозимнику . |
Отсутствует. |
На территории Аркинского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края расположена взлетно-посадочная полоса местных воздушных линий, крайне нерегулярное в настоящее время сообщение поддерживается только с р.п. Охотск, до начала 90-х гг. рейсы осуществлялись каждый день на самолётах Ан-2 или вертолётах Ми-8 . |
Речные пассажирские перевозки на территории Аркинского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края не производятся . |
Магаданская область |
||||
Ольский городской округ |
||||
пгт Ола |
Расположен в 33 км к востоку от Магадана, в устье реки Олы, на побережье Тауйской губы Охотского моря. От п. Ола до областного центра – города Магадана протяженность автодороги составляет 36 километров, среднее время нахождения в пути 40-45 минут . |
Отсутствует. |
Есть аэродром, но он недействующий . |
Отсутствует. |
Сельское поселение село Тахтоямск |
||||
село Тахтоямск |
Село расположено на северо-востоке Ольского района Магаданской области, на побережье залива Шелихова Охотского моря, в 5 км к юго-западу от устья реки Тахтояма. Село не имеет автомобильных дорог, связывающих его со внешним миром . |
Отсутствует. |
На территории Ольского городского округа перевозки осуществляет ОАО НПК «ПАНХ» в Тахтоямск на вертолетах МИ-8Т. В селе есть авиаплоащдка . |
В летнее время до села возможно добраться морским путем . |
Омсукчанский городской округ |
||||
пгт Омсукчан |
Посёлок Омсукчан расположен в центральной части Омсукчанского городского округа, на берегу р. Омчикчан, в 560 км от г. Магадана. С автостанции поселка регулярно отправляются автобусы в Атку, Дукат, Стекольный, Магадан, Палатку, Карамкен . |
Отсутствует. |
В посёлке есть площадка для обслуживания вертолётов . |
Отсутствует. |
Северо-Эвенский городской округ |
||||
пгт Эвенск |
Расположен на реке Большая Гарманда, на берегу залива Шелихова губе Охотского моря. С п. Эвенск, наземной транспортной связи нет. Расстояние от райцентра до населенных пунктов составляет от 45 до 230 км. Сообщение между райцентром и сельскими населенными пунктами района осуществляется летом по бездорожью и тракторным путем, зимой – зимником . |
Отсутствует. |
Аэропорт «Северо-Эвенск», принимающий самолёты среднего класса типа АН-24, с регулярностью 3-4 рейса в месяц . |
Присутствует морское сообщение в период навигации . До Магадана морским путём – 956 ккм. |
село Гарманда |
Расположено в 45 км к северу от Эвенска на реке Большая Гарманда. В настоящее время в районе существует лишь одна грунтовая автомобильная дорога, связывающая райцентр с селом Гарманда – 45 км., которая не обустроена и в теплое время года становится не проезжей . |
Отсутствует. |
В селе есть грунтовая взлётно-посадочная площадка (отмечена, как законсервированная) . |
Присутствует морское сообщение в период навигации . |
село Гижига |
Расположено на правом берегу реки Гижига, при её впадении в Гижигинскую губу Охотского моря. Муниципальная дорога п. Эвенск – с. Гижига используется в теплое время года только для высокопроходимой автотранспортной техники . |
Отсутствует. |
В селе есть грунтовая взлётно-посадочная площадка . |
Присутствует морское сообщение в период навигации . |
Среднеканский городской округ |
||||
пгт Сеймчан |
Расположен на правом берегу реки Сеймчан, близ её впадения в Колыму . Находится в 384 км к северу от Магадана (496 км по автодороге). В Среднеканском городском округе автомобильный транспорт является основным в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок . |
Отсутствует. |
Аэропорт федерального значения. Регулярные пассажирские авиарейсы по маршруту «Сеймчан-Магадан-Сеймчан» осуществляет ООО «Сибирская Легкая Авиация» (на воздушных судах Ан-28) с частотой один рейс в неделю (среда) . |
На территории округа развита достаточно густая речная сеть. Главной водной магистралью Среднеканского городского округа является река Колыма, протекающая от южной до северо-западной границы округа на протяжении 560 км. Река судоходна в течение всего периода навигации. Наиболее крупные притоки Колымы – Буюнда, Сугой, Коркодон, Балыгычан. В пределах городского округа осуществляется сообщение речными видами транспорта . |
Чукотский автономный округ |
||||
Г. Анадырь |
С ближайшими поселками, расположенными на противоположном от города левом берегу лимана, Угольными копями (административный центр Анадырского района) и Аэропортом, в зимнее время связь осуществляется по зимнику на Анадырском лимане. |
Отсутствует |
В отсутствие развитой системы наземных транспортных коммуникаций на территории городского округа воздушный транспорт осуществляет важнейшую функцию, обеспечивая регулярное, независимо от времени года, внутреннее и внешнее транспортное сообщение. Анадырь (Угольный) - международный аэропорт федерального значения обслуживает следующие маршруты воздушных перевозок: 1) Анадырь – Москва 2) Анадырь – Хабаровск 3) Анадырь – Магадан - Якутск 4) Петропавловск - Камчатский - Анадырь 5) Анадырь – Владивосток 6) Анадырь – Эгвекинот 7) Анадырь – Беринговский 8) Анадырь – Провидения 9) Анадырь – Лаврентия 10) Анадырь – Кепервеем 11) Анадырь – Певек 12) Анадырь – Марково 13) Анадырь – Усть-Белая – Снежное 14) Анадырь – Усть- Белая – Анадырь 15) Анадырь – Снежное – Анадырь 16) Анадырь – Краснено – Канчалан – Анадырь 17) Анадырь – Хатырка – Окружной-Анадырь 18) Анадырь – Мейныпильгино – Окружной-Анадырь 19) Анадырь – Беринговский – Мейныпильгино – Хатырка –Беринговский – Анадырь 20) Анадырь – Алькатваам – Анадырь 21) Анадырь – Ваеги – Марково 22) Анадырь – Ваеги – Анадырь 23) Анадырь – Мыс Шмидта 24) Анадырь – Канчалан – Окружной – Анадырь |
В период навигации передвижения населения и грузовые перевозки местного значения совершаются водными путями по руслам рек. В г. Анадырь расположен один из крупнейших морских и речных портов Чукотского АО и единственный из них осуществляет речные перевозки генеральных, навалочных и наливных грузов в пункты верховья рек Анадырского бассейна С ближайшими поселками, расположенными на противоположном от города левом берегу лимана, Угольными копями и Аэропортом, в летнее время связь осуществляется по воде Анадырского лимана. |
Анадырский муниципальный район |
||||
Сельское поселение Ваеги, село Ваеги |
Расположено на юге округа, на левобережье реки Майн. Расстояние до ближайшего населённого пункта — сельского поселения Марково составляет 60 км, до окружного центра — 311 км . Есть зимник из Ваеги в Марково . |
Отсутствует. |
Функционирует аэродром и вертолетная площадка . По данным АО «ЧукотАВИА» и расписания движения воздушных судов, авиасообщение с селом осуществляется по маршруту Анадырь-Ваеги-Марково . |
Завоз грузов в село осуществляется в период летней навигации речным путём. |
Сельское поселение Ламутское, село Ламутское |
На правом берегу реки Анадырь, в устье Большого Пеледона расположено село Ламутское . Транспортная связь селом осуществляется с помощью сезонного автозимника. |
Отсутствует. |
Функционирует взлетно-посадочная полоса . По данным АО «ЧукотАВИА» и расписания движения воздушных судов, авиасообщение с селом осуществляется по маршруту Марково-Ламутское-Марково. |
Нет данных. |
Сельское поселение Марково, село Марково |
Село Марково расположено на берегу одноименной протоки, вблизи среднего течения реки Анадырь. Транспортная связь с селом осуществляется с помощью сезонного автозимника По территории муниципального образования с. Марково проходят следующие участки автомобильных дорог: автомобильная дорога местного значения «Марково-аэропорт», V категории, грунтовая, протяженность 1,347 км. На автомобильной дороге через протоку Портовую расположен автодорожный мост . |
Отсутствует. |
По данным АО «ЧукотАВИА» и расписания движения воздушных судов, авиасообщение с селом осуществляется по маршруту Анадырь-Марково-Анадырь, Марково-Ламутское-Марково, Марково-Чуванское-Марково, Марково-Чуванское-Марково, Анадырь-Ваеги-Марково. |
В летнюю навигацию осуществляются доставка грузов и пассажирские перевозки из Анадыри по реке |
Билибинский муниципальный район |
||||
г. Билибино |
Город расположен при впадении реки Каральвеем в реку Большой Кепервеем (бассейн Колымы) с левой стороны, в 653 км от Анадыря. Приблизительно с февраля — по март, функционирует «зимник» Певек — Билибино. Зимник Якутск — Билибино — Певек действует с декабря по апрель в зависимости от погодных условий . В самом районе автодорожная сеть представляет собой автодороги и автозимники с продлённым сроком эксплуатации . |
Отсутствует. |
Внутреннее и внешнее воздушное сообщение на территории городского поселения Билибино осуществляет Филиал аэропорт «Кепервеем» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки», расположенный в с. Кепервеем. Аэропорт располагает взлетно-посадочной полосой III класса, размером 2475 х 60 м, покрытие полосы грунтовое (песчано-галечниковое). Данный аэропорт способен принимать вертолеты АН-2, АН-24, АН-26, зимой возможен прием ИЛ-76 . По данным АО «ЧукотАВИА» и расписания движения воздушных судов, авиасообщение с селом осуществляется по маршрутам Анадырь-Кепервеем- Анадырь; Омолон - Кепервеем- Омолон; Илирней - Кепервеем - Илирней; Островное – Кепервеем – Островное; Певек - Кепервеем - Певек. |
Водный транспорт на территории городского поселения Билибино отсутствует . |
Сельское поселение Омолон, село Омолон |
Расположено на правом берегу одноимённой реки, на границе округа с Магаданской областью. Наземное сообщение села Омолон с районным центром осуществляется через автозимник «Билибино – Омолон», протяженностью 620 км . |
Отсутствует. |
Внутреннее и внешнее воздушное сообщение на территории сельского поселения Омолон осуществляет Филиал аэропорт «Омолон» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки». Аэропорт располагает взлетно-посадочной полосой V класса, размером 1405 х 80 м, покрытие полосы грунтовое (песчано-галечниковое). Данный аэропорт способен принимать Самолеты АН-2, АН-24, АН-26. Кроме того, выполняет авиаперевозки вертолетами в национальные села района: Кепервеем, Анюйск, Островное, Илирней . По данным АО «ЧукотАВИА» и расписания движения воздушных судов, авиасообщение с селом осуществляется по маршрутам Омолон - Кепервеем- Омолон. |
Судоходство в Билибинском муниципальном районе осуществляется по реке Омолон в период половодья . |
Сельское поселение Анюйск, село Анюйск |
Расположено на правом берегу реки Малый Анюй на границе Билибинского района с Якутией. Наземное сообщение села Анюйск с районным центром осуществляется по региональной дороге «Билибино – Анюйск», протяженностью 257,0 км . |
Отсутствует. |
Внутреннее и внешнее воздушное сообщение на территории сельского поселения Анюйск осуществляет Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Чукотки». В селе Анюйск имеется взлетно-посадочная полоса для самолетов типа АН-2, расположенная на супесчано-суглинистой косе р. Малый Анюй, и небольшая вертолетная площадка в южной части села . По данным АО «ЧукотАВИА» и расписания движения воздушных судов, авиасообщение с селом осуществляется по маршруту Кепервеем-Анюйск - Кепервеем. |
Доставка груза на территорию муниципального района осуществляется водным транспортом по северо-восточному направлению - через порт «Певек», западному – через порт «Зеленый Мыс» Республики Саха (Якутия) и речной причал села Анюйск . |