Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Данилова Е.Н., научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Саамы. Современное культуротворчество

 

Современное саамское культуротворчество тесно связано с созданием в 1994 г. Национального культурного центра (с 2009 г. Ловозерский районный национальный культурный центр), где многие саамы смогли познакомится со своей этнической культурой. Местные жители собирались здесь чтобы угостить друг друга национальными блюдами, вспомнить и станцевать саамскую кадриль. Здесь проходили курсы по изучению саамского языка, преподавались традиционные ремесла, проходили репетиции фольклорных ансамблей. Старшее поколение смогло передать свои знания молодым (Галкина 1999). Одним из ярких творческих представителей молодого поколения является Ярсем Галкин, который впервые в России читает рэп на саамском языке. Молодой исполнитель первый раз выступил в 2016 г. на традиционных Летних саамских играх, где представил песню, посвященную саамской молодежи.

Культурный центр до сих пор существует и развивается в центре с. Ловозеро, в здании построенного в виде большого чума, которое было некогда рестораном локальной кухни. Деятельность центра направлена на поддержку и развитие локальных национальных культур, в том числе ремесел, национальных видов спорта с привлечением молодежи.

Здание Ловозерского районного национального культурного центра. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.

Создание первых фольклорных коллективов было связано с именем Николая Дмитриевича Юшкевича, который в 1928 г. был направлен в Ловозеро учителем русского языка и литературы. Будучи большим любителем музыки, он изучал традиционные саамские песни и создал первый саамский хор, который позже стал известным народным ансамблем песни и танца «Луявьр» (Ловозеро). В 1964 г. ансамбль стал лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности, в 1967 г. получил звания народного хора, выступал в разных регионах Советского Союза и в Норвегии (Киселев, Киселева 1987: 162-170).

Большую известность и влияние на все существующие сегодня саамские фольклорные ансамбли имел фольклорно-этнографический ансамбль "Ойяр" созданный четырьмя семейными парами и тремя исполнительницами песен-судеб в 1985 г. "Ойяр" обозначает расходящиеся по воде круги от брошенного камня и должен был символизировать преемственность традиций из поколения в поколение. Участники ансамбля собирали саамский фольклор, чтобы через него возбудить интерес к своей культуре у молодежи. Поэтому в 1986 году преподавательницей саамского языка Эмилией Константиновной Добрыниной при «Ойяре» была создана детская фольклорная группа «Ойрэнч» . Свой расцвет ансамбль пережил с 1990 по 2008 гг. когда коллективом руководила Мария Гавриловна Медведева. Именно тогда ансамблю было присвоено звание народный, коллектив получил признание в России и заграницей. После ухода Марины Гавриловной на пенсию, с 2011 г. ансамблем руководит Галина Васильевна Яковлева, супруга известного саамского художника Якова Семеновича Яковлева. С приходом нового руководителя ансамбль был переименован в «Таввял иннк» («Северная душа»)

Одной из ярких современных саамских певиц является Марина Гринчук, которая также занимается национальными ремеслами. Она известна своих рок исполнениями саамских песен, а также подражанию звукам природы и животных, которые она использует в своем творчестве.

В Культурном центре существует ряд саамских коллективов: народный самодеятельный коллектив театр саамских традиций «Эллманнт» ; саамский семейный творческий коллектив «Пирас» ; саамский фольклорный коллектив «Елле» :

Среди важнейших представителей профессионального саамского искусства следует упомянуть прежде всего Якова Семеновича Яковлева, выходца с. Ловозера. Свой профессиональный путь он начал в Ленинграде, где в 1980-1982 гг. обучался в реставрационно-строительном училище. В 1987 г. возвращается в родное село, где работает сначала художником-оформителем в Доме культуры, а с 1994 г. в Национальном культурном центре – декоратором при фольклорно-этнографическом Театре танца «Танцующие саамы» . Прошел обучение по традиционной резьбе по кости в Швеции, что позволило ему преподавать резьбу по дереву, рогу и кости в Национальном культурном центре саамов в Ловозеро. К сожалению, Яков Семенович ушел из жизни рано, в возрасте 58 лет, однако он оставил после себя яркие картины с сюжетами, связанными с саамской культурой и красотой родного края. Он был также иллюстратором многих произведений саамских авторов, изданных в России и Норвегии после 1991 г. Последняя его работа "Саамская мадонна" так и не была закончена.

"Нойд". aвтор Я.С. Яковлев.



Источники:

  • Галкина Э. // Национальный культурный центр // Живая Арктика No 2 1999. с. 19-20.
  • Киселев А.А., Киселева Т.А. // Советские саамы: история, экономика, культура, // Мурманск. 1987. c. 208.