Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Данилова Е.Н., научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
Регион проживания кольских саамов одновременно сочетает в себе высокоурбанизированные районы с оазисом традиционного оленеводства (Головнёв и др. 2018: 261).
Мурманская область является одним из стратегических регионов страны в составе Северо-Западного федерального округа. Крупнейший порт и единственная незамерзающая глубоководная гавань в российской Арктике Мурманск сочетает в себе функции главной базы Северного морского пути и Северного флота (военного, атомного ледокольного, торгового, тралового, морского рыбного), форпоста геополитики России на севере Европы и центра рыбной промышленности Баренц-региона. На Кольском полуострове расположены пункты базирования Северного флота России, подведомственные Министерству обороны — закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО): Североморск, Видяево, Заозерск, Островной и Александровское с городами Полярный, Гаджиево и Снежногорск. В Североморске размещается штаб Северного флота, на авиабазах Оленья, Североморск‐1 и Североморск‐3 дислоцирована авиация Северного флота (Территория Арктики 2018: 89–111).
Уходящая корнями в поморские промыслы, мурманская рыбопромышленность охватывает акваторию от Атлантики до Новой Земли, специализируясь на вылове и консервации трески, пикши, морского окуня, краба, зубатки, черного палтуса, сайды, морской камбалы, мойвы и др. К промысловым полуморским и речным видам относятся семга, горбуша, форель, ряпушка, сиг, хариус, корюшка, снеток, ерш и другие виды, переработку которых обеспечивает целый каскад рыбокомбинатов на Кольском побережье. В Мурманской области производится почти каждая шестая тонна товарной пищевой рыбной продукции, вырабатываемой в России (Мурманский рыбокомбинат, один из крупнейших в стране, работает с 1932 г.) (Природные условия и ресурсы ...2018). Инфраструктура морских водных путей составляет основу мурманской системы коммуникаций. Речной транспорт на Кольском полуострове не развит, поскольку реки полуострова короткие и порожистые.
Кольский полуостров
— один из наиболее развитых горнорудных районов России — обеспечивает преобладающую часть потребности страны в фосфатных рудах, флогопите и вермикулите, циркониевом сырье (бадделеите), ниобии, тантале, редкоземельных металлах. Открытие в начале 1920‐х гг. экспедицией А.Е. Ферсмана минералогической кладовой Хибин, в том числе самого крупного месторождения апатитов и ряда месторождений редких металлов, определило перспективы промышленного освоения региона. В 1929–1930 гг. для освоения рудников в Хибинах был создан трест
«Апатит»
, заложен город Хибиногорск (Кировск) и запущен каскад
ГЭС «Нива»
(с 1934 г.). В 1935 г. к ним добавились
«Североникель»
и
Мончегорск
. В 1955–1965 гг. на базе железорудных месторождений Оленегорское и Ковдорское были созданы горно-обогатительные комбинаты (ГОК) по производству концентратов (Магидович И.П., Магидович В.И. 1986: 49; Ушаков 2001; Пожиленко и др. 2002). Ныне сеть горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности включает:
ГОК «Апатит»
(Апатиты, Кировск) — производство фосфатного сырья,
Кандалакшский алюминиевый завод
(Кандалакша) — производство первичного алюминия,
Кольскую горно-металлургическую компанию
(Мончегорск, Заполярный, Никель) — производство никеля, рафинированной меди, серной кислоты;
Оленегорский ГОК
(Оленегорск) — производство железорудного сырья;
Ковдорский ГОК
— производство апатитового, бадделеитового и железорудного концентратов (Территория Арктики 2018: 21–61). Современная добывающая промышленность вышла за пределы суши: на шельфе Баренцева моря ведется добыча нефти, разведано одно из крупнейших в мире
Штокмановское газовое месторождение
(Головнев и др. 2018: 262).
Энергетическую систему образуют:
«Нива» (ГЭС–I, II и III), Кольская АЭС, Апатитская ТЭЦ, Мурманская ТЭЦ, Нижнетуломская, Верхнетуломская, Пазские, Княжегубская, Иовская, Серебрянские и Териберские ГЭС, а также Кислогубская приливная электростанция (Природные условия и ресурсы... 2018).
Транспортную сеть образует железнодорожная магистраль (построена накануне революции, в 1916–1917 гг.) Санкт-Петербург–Петрозаводск–Мурманск с ветками на Североморск, Никель, Заозерный, Мончегорск, Кировск, Ковдор, Алакурти. Аэропорты Мурманска и Апатитов связывают Кольский полуостров с отдаленными населенными пунктами области, городами России и зарубежных стран. По Мурманской области проходит автомагистраль (федеральная трасса) Р‐21 (М‐18)
«Кола»
от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до Норвегии; в Мурманской области общая протяженность автодорог — 2 566 км (из них 2 472 км, или 96,3 % — с твердым покрытием). Приграничное положение и развитая транспортная инфраструктура создают хорошие условия для внутреннего распределения и экспортирования продукции (Кольский полуостров 2009. Т. 2: 56).
В Ловозерском районе с горнорудными разработками соседствуют оленеводство и животноводство. Под оленьи пастбища выделено 50 % земельного фонда Ловозерского района (19 % территории Мурманской области). Львиная доля (90 %) кольского поголовья оленей приходится на
СХПК «Тундра»
(Ловозеро) и
СХПК «Оленевод»
(Краснощелье, Каневка, Сосновка), владеющих стадами по 24–25 тыс. оленей. Остальные 10 % приходятся на общины и фермерские хозяйства, использующие оленей в ассортименте туриндустрии. Выходное поголовье оленей по району на 1 января 2017 г. составило 50 001 голов (СХПК «Тундра» — 24 260 голов, СХПК ОПХ МНС «Оленевод» — 25 741), на 1 января 2018 г. — 50 177 голов (Отчет Главы Ловозерского района 2017).
Ландшафтные и климатические особенности региона (близость тундры, лесотундры и тайги, белые ночи и полярное сияние), огромный культурно-исторический потенциал в совокупности с транспортной доступностью (относительная близость к Санкт-Петербургу и Москве, наличие аэропорта Мураши) способствуют развитию туризма. Туристический бизнес становится частью экономики и одним из главных направлений развития малого бизнеса, в том числе этнических общин. Туриндустрия (рыбалка, сплав, спорт, природа, этнография) привлекает в Ловозеро до 200 тыс. чел. в год, среди которых немало китайцев и тайцев, проявляющих особый интерес к северному сиянию и рыбалке (по наблюдениям местных жителей, иностранные туристы
«фотографируются с каждой пойманной рыбой»
). Ловозеро считается резиденцией саамского Деда Мороза (
Мунь Каллы
) (Головнёв и др. 2018: 264).
Источники: