Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Данилова Е.Н., научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Саамы. Искусство, промыслы и ремесла

 

Декоративное искусство и ремесла саамов связаны с их традиционным типом ведения хозяйства и географическими особенностями их места проживания. Материалы и техника изготовления схожи с используемыми другими народами Арктики, хотя и имеются некоторые различия. Вещи и их художественное оформление изготавливали из местных материалов (мех, кожа домашних и диких животных, шкурки и перья водоплавающих птиц, овечья шерсть, кость, дерево, береста) и из покупных (сукно, бисер, металлические элементы). Декор, которым украшались изделия практически целиком состоял из геометрических орнаментов, без животных мотивов (Волков 1939). После появления на Кольском полуострове коми-ижемцев и ненцов, саамы начинают использовать заимствованный от этих народов орнамент.

Одним из самых древних видов украшения вещей была меховая мозаика ( кыррьи ), которой украшались различного вида сумки ( вусс ), а также меховые коврики. Интересно, что в одежде саамы не использовали такого декора – исключением была только меховая обувь ( каньги и яры ), которая могла шиться из черно-белых полос меха. До сегодняшнего дня такая техника используется при изготовлении национальной обуви. Для меховой мозаики обычно брали шкурки, снятые с ног оленя – камусы , койбы , и мех со лба ( каллот ) и хвостовой части оленя. Использовались также шкурки водоплавающих птиц (Прибалтийско-финские народы России 2003: 148-149).

Конкурс рукоделия на Летних саамских играх. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.

 

Саамы очень любили украшать сукном меховые изделия. Обычно использовалась ткань красного и желтого, реже синего и черного цветов. Существовало два вида украшения – в первом из них ткань вшивалась между меховыми частями изделия по шву. Второй вид украшения — это суконные подвески из пучка разноцветных треугольников разного размера, которые прикреплялись к изделию при помощи кожаных ремешков с нанизанными на них бусинами. Этот очень красочный вид декора предметов был известен только среди кольских и финских саамов. Детские капоры и оленья упряжь, кроме треугольников украшалась суконной бахромой (Прыткова 1970).

Одним из древних и интересных видов саамского декоративно-прикладного искусства является вышивка оловянной нитью. У российских саамов она была вытеснена еще в конце XVIII в. более красочной вышивкой бисером (Косменко 2002: 42). Вышивка оловянной нитью сохранилась у всех заграничных саамов, и в 90-х годах ХХ в., когда восстановились контакты между саамами из разных стран, некоторые кольские мастерицы прошли обучение вышивки оловянной нитью в Норвегии. Сейчас эта техника используется некоторыми кольскими саамами, главном образом при украшении кис (сумочек) или других небольших аксессуаров.

Татьяна. Мастер традиционного саамского рукоделия. Фото Е.В. Переваловой, 2018.

Самым красочным способом декорирования предметов остается вышивка бисером. В конце XIX – начале ХХ вв. бисером украшались головные уборы, пояса, каньги, игольницы, сумки, детали оленьей упряжи. Саамская бисерная вышивка характеризуется оригинальными орнаментами, не встречающимися среди других народов Арктики, что по мнению многих исследователей, связано с тем, что эта вышивка повторяет узоры шитья оловянной нитью (Прибалтийско-финские народы России 2003: 152). Для вышивки обычно используется бисер белого, голубого, желтого, иногда зеленого цветов, который пришивается на красное сукно. Существует богатство геометрических сложных фигур, сочетание которых обозначает практически весь окружающий мир: растения, животные, люди, духи предков, дома и звезды. На данный момент вышивка бисером, по мнению самих саамов, является одним из знаковых символов саамской культуры. Многие женщины сейчас занимаются вышивкой. Самые популярные орнаменты — это дом ( кувакса ), полярная звезда, солнце.

Важными мужскими ремеслами была обработка и резьба по дереву, кости и рогу. Из этих материалов изготовлялись многие предмета быта и орудия женского труда, охотничьего и рыболовного промысла, оленеводства. На многие из этих вещей ножом наносился геометрический орнамент. Сегодня среди кольских саамов многие мужчины могут сами сделать себе пояса-тасмы, занимаются изготовлением традиционных ножей, посуды из дерева и костяных украшений (Искусство саамов Кольского полуострова 2018).

Источники:

  • Волков Н. // Изобразительное искусство саамов // Народное творчество // Москва No 3 1939. с. 49-50.
  • Косменко А.П. // Традиционный орнамент финноязычных народов северо-западной России. // Петрозаводск. 2002. с. 221.
  • Прибалтийско-финские народы России, отв. ред. Клементьев Е.И., Шлыгина Н.В., Москва. 2003. с. 671.
  • Прыткова Н.Ф. // Одежда народов самодийской группы как исторический источник // Одеждынародов Сибири, Ленинград. 1970. с. 3-39.