Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Данилова Е.Н., научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Саамы. Семья, воспитание и образование

 

Уже в конце XIX в. среди саамов была распространена малая семья – обычно после женитьбы сыновья отделялись от хозяйства отца и заводили свое собственное. Женщина имела в семье высокий статус, хотя в отношении к ней существовал ряд запретов. Так, ей запрещалось заходить в переднюю часть вежи, где было «чистое» место, она не могла заходить на территорию святилищ и прикасаться к шаманскому бубну. С другой стороны, женщина была хранительницей очага, она имела влияние на все, что касалось детей, к тому же зачастую участвовала в промыслах. Согласно мнению Николая Николаевича Харузина, одного из ярких исследователей культуры саамов конца XIX в., в семье не было четкого распределения на мужские и женские работы, что и являлось основой относительного гендерного равноправия (Харузин 1890: 301-302). Можно отметить, что в условиях кочевой или полукочевой жизни в Арктике, каждый человек должен уметь делать всю работу, которая гарантирует выживание, в случае утраты мужа или жены. До сих пор, многие саамские женщины участвуют в рыбной ловле, появляется поколение молодых женщин-оленеводов.

Ярким примером последнего является Анна Сорванова-Тереньтева из Ловоозеро, которая кроме разведения оленей, занимается также гонками на оленьих упряжках.

До 50-х годов ХХ в. в саамских семьях было много детей (до 10), в современной семье обычно 2-3 ребенка. Большое количество детей считалось счастьем, а бездетность - позором или наказанием за грехи. Новорожденные дети получали в дар от отца важенку, которую метили тамгой нового члена семьи. Оленуха и весь ее приплод считался собственностью ребенка. Считалось, что самым опасным периодом в жизни было время от рождения до появления первого зуба, ведь тогда ребенка мог подменить злой дух. Саамские дети пользовались (и пользуются до сих пор) большой свободой – считается плохим тоном делать им замечания (Прибалтийско-финские народы России 2003: 109, 112-114). Раньше, когда семьи жили в тундре, дети естественным путем получали все важнейшие навыки от родителей. В 30-х годах ХХ в. в связи с переходом на оседлость была нарушена передача традиций, так как многие семьи стали жить в поселках, а даже если женщина продолжала кочевать со своим мужем, то дети школьного возраста отдавались в интернат. Многие ловозерские саамы, детство которых проходило в 50-е и 60-е года ХХ в. вспоминают, как большинство времени в году они не видели своих родителей-оленеводов и старались хорошо учиться, чтобы закончить класс на месяц раньше и уехать в тундру к родителям на лето.

В с. Ловозере существует уникальное учебное заведение – «Северный национальный колледж» , единственный на территории европейской части России обучающий специальности оленевод-механизатор. Кроме того, в колледже можно выучится на резчика по камню, кости и рогу, а также на хозяйку (хозяина) усадьбы – раньше эта специальность называлась чумработница . Годом создания колледжа считается 1974 г., когда в Ловозере формируется первая группа оленеводов-механизаторов, которую обучали опытные оленеводы .

До сих пор в колледже есть свое собственное стадо оленей, в котором студенты проходят практику. Многие местные саамы выбирают колледж, так как они могут получить образование, связанное с традиционным хозяйством и собственной этнической идентичностью. Однако в последнее время наблюдается падение интереса молодежи, в связи с тем, что оленеводы зарабатывают немного, а условия труда весьма тяжелые. Этим обусловлено изменение названия специальности «чумработница» , так как женщины сейчас практически не кочуют с пастухами и не хотят получать невостребованную специальность.

Статуя оленевода перед ловозерским колледжем. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.

 

Источники:

  • Прибалтийско-финские народы России, отв. ред. Клементьев Е.И., Шлыгина Н.В., Москва. 2003. 671 с
  • Харузин Н. Н. // Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта). // М.: Т-во скоропеч. А.А.Левенсон, 1890. (Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете. Труды Этнографического отдела; Т. 10; Т. 66).