Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Данилова Е.Н., научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Cаамы. Материальная культура

 

В системе питания саамов преобладала оленина (зимой) и рыба (летом). До конца XIX в. употреблялось мясо диких животных, главным образом диких северных оленей и в меньшей мере медведя, которое считалось деликатесом. Однако в связи со значительным уменьшением охотничьего промысла, главным источником мяса становится домашняя оленина, которая употреблялась в вареном, вяленом, прожаренном, замороженном и реже соленом виде. Чаще всего из мяса варился суп с добавлением муки, соли и протертых ягод (морошки и вороники) (Прибалтийско-финские народы России 2003: 92-93). Наиболее частым блюдом на столе саамов была варенная рыба. Кроме того, из рыбы готовилась уха ( куль лим ), в которую также добавлялась мука с протертыми ягодами ( мурьяв ), каша с добавлением морошки ( кэтэч куль ), рыбники ( куль корних ), жаренные потроха ( чуэлль ). Рыбу жарили на вертеле, солили и вялили (Волков 1996).

Мука в составе пище саамов появилась в конце XIX – начале ХХ вв., ее покупали у русских и использовали главным образом для приготовления пресных лепешек или как добавка в суп. До появления муки, саамы широко использовали сосновую заболонь – соскобленный и высушенный внутренний слой сосновой коры. Ее могли добавлять в суп и готовить из нее кашу. Повсеместно употреблялись ягоды (вороника, морошка, брусника, черника). Их ели свежими, сушеными, мочеными, а также использовали как приправу (Милицкая 2019: 5). Сейчас саамы обычно варят варенье из местных ягод или замораживают их на зиму.

До распространения черного чая в пищу употреблялся настой чаги, который назывался «дерево-чай» ( мур-чай ). С появлением овощей, он подавался с луком, который, по словам респондентов, использовался вместо лимона.

 
Кухня кольских саамов. Фото А.В. Головнёва, 2014.
 
 
Кухня кольских саамов. Фото А.В. Головнёва, 2014.



Традиционными материалами, из которых саамы изготовляли одежду были оленьи шкуры, дубленная кожа, а также сукно, ситец и холст, которые покупались на ярмарках у русских и норвежских купцов. Основном видом как мужской, так и женской одежды до конца XIX в. был печок – глухая одежда из оленьих шкур, мехом наружу. Мужской печок был короче (немного за колено), чем женский и не имел украшений. Зимой печок одевался на суконную рубаху прямого кроя – юпу . Она украшалась бисером и цветными лоскутами. Лета юпа служила верхней одеждой, вместо которой мужчины могли надевать распашной кафтан из сукна. Юпа и печок обязательно подпоясывались. Женщины использовали пояс, плетенный из шерсти, на который вешали нож, кису – маленькую сумочку с принадлежностями для шитья, амулеты. Мужчины надевали тасму – кожаный пояс с охотничьим ножом, мешком с огнивом, амулетами, кошельком. До сих пор многие мужчины носят тасьму , особенно когда выезжают в горы, на озеро или в тундру. Женщины используют кисы с одной стороны, как декоративный элемент современной одежды, а с другой стороны, как один из атрибутов саамской этничности.

МАЭ No 2814-6. Группа саамов за чаепитием. Озеро Имандра. Фото М.А. Круковского, начало ХХ в.

 

Под влиянием русских, женщины начинают носить сарафаны, а с вместе с прибытием на Кольский полуостров коми-ижемцев и ненцев в конце XIX в. среди саамов распространились малица с капюшоном, маличная рубаха , а также такие виды обуви как пимы и тоборки (Иванов-Дятлов 1927: 60, 67).

 
Саамы на празднике Летние саамские игры. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.
 
 
Современный зимний женский саамский костюм.
На фото Милана Сапельникова. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.



Традиционной обувью саамов были каньги , сделанные из оленьей шкуры мехом наружу. Они не были высокими и лишь немного прикрывали щиколотку. Их характерная черта загнутый кверху нос, что по словам респондентом, мешало соскальзывать лыжам с ноги. Сегодня каньги являются одним из ярких атрибутов современного саамского костюма. Зимой надевались яры – с высокими доходящими до паха голенищами, носки которых были также загнуты к верху (Прибалтийско-финские народы России 2003: 85-89)

На праздник Севера саамы стремятся надевать традиционный костюм или его элементы.
На ногах у ребенка - каньги. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.

 

Очень красочными и яркими являются традиционные головные уборы саамов. Мужчины носили латушку – суконную шапку, имеющую четырехугольную тулью из красной, синей или черной ткани с околышем красного или синего цвета, другого цвета, чем тулья. Замужние женщины летом носили шамшуру , которая по форме напоминает немного русский кокошник. Шамшура богато украшается вышивкой бисером, причем узоры обычно передаются по женской линии. Задняя часть, которая всегда прикрывалась платком, была доступна только для глаз домочадцев.

Одежда кольских оленеводов. Головнев А. В., Куканов Д. А., Перевалова Е. В. // Кольский полуостров // Арктика: Атлас кочевых технологий. СПб: МАЭ РАН, 2018. с. 336-337.



 
Наталья в праздничной одежде. Фото Е.В. Переваловой, 2018.
 
 
Саамы. Фото Е.В. Переваловой, 2018.

 

Самым распространённым стационарным жилищем саамов в конце XIX в. была вежа – постройка из жердей, покрытая корой березы, сосны и ели, а также дерном. Такие постройки находились обычно в рыболовных местах и использовались весной, летом и осенью. Пол выстилался ветками и оленьими шкурами, в центре был очаг. Зимой в погостах использовался пырт - однокамерная срубная изба, с плоской крышей из досок. В качестве кочевого жилища использовалась кувакса – шалаш из жердей, напоминающий формой чум. Летом куваксу покрывали мешковиной, а зимой – оленьими шкурами. В XX в. самым распространенным покрытием стал брезент (Прибалтийско-финские народы России 2003: 78-85). Сейчас местные умельцы, используя современные материалы и технологии продолжают изготавливать куваксы, которые весят как палатки (до 12 кг) и ставятся за 10-15 минут (см. Мастерская "Тепло Лапландии" ). Использовались также стационарные амбары, срубного типа – на земле ( айхьт ), «на курьих ножках» невысоко над землей и на столбе высоко от земли ( нили ). Внутри жилища самым важным и сакральным местом был очаг ( камелек ) (см. Одгаард 2014).

 
Установка куваксы летом. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.
 
 
Современная кувакса. Сейчас используется для отдыха на природе. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.

 

 
Упряжка у избы на Уйме. Ловозерские тундры. Фото А. Головнёва, 2014.
 

 

Летом саамы, которые были отличными ходоками, передвигались пешком по тропам. Для летних путешествий по озерам и рекам использовались лодки, очень легкие сделанные из тонких сосновых или еловых досок. Их швы скреплялись высушенными оленьими жилами или свежими корнями деревьев (Дергачев 1869: 62).

Лодка. Ловозеро. Фото В.А. Беляевой-Сачук, 2021.

 

Зимой повсеместно использовались лыжи, которые считаются одним из самых древних средств передвижений саамов. До появления крупностадного товарного круглогодичного выпаса оленей, которое появилось на Кольском полуострове в конце XIX в. вместе с приходом коми-ижемцев, саамы имели небольшие стада оленей и кочевали на небольшие расстояния. При этом оленей использовали как вьючных животных или запрягали в сани (Головнев 2018: 12). Было известно очень примитивное вьючное седло из двух дугообразных дощечек, которые накидывались на спину животного.

Ташка-бык. Фото Ю.С. Коньковой, 2018.

 

Оленья упряжка до начала ХХ в. обычно состояла из одного оленя, запряженного с специфические однополозные сани - кережу , которые по форме напоминали лодку. По словам респондентов, кережа была функциональна, потому что была маленькая, легкая и могла спокойно проходить по еще не замершей или уже начинающей таять тундре. Кроме ездовых, использовались также грузовые кережи – олень, запряженный в такие сани мог везти до 100 кг груза. Во время перекочевки саамы продвигались длинной вереницей оленей запряженный в кережу . Каждая семья составляла свой поезд, который назывался райдой (Немирович-Данченко 2019: 42-43).

 
 
Кережа. Фото Е.В. Переваловой, 2018.

 

С прибытием на Кольский полуостров коми-ижемцев широкое распространение среди саамов получила косокопыльная нарта самоедского типа, в которую веерообразно впрягают до 5 оленей (Прибалтийско-финские народы России 2003: 98). Такой тип нарт используется и в настоящее время.

 
Кольская нарта. Фото А.В. Головнёва, 2018.
 
 
Веерная упряжка оленей. Фото Е.Ю. Трушкиной, 2021.



Снегоходная революция на Коле. Фото А.В. Головнёва, 2016.



Источники:

  • Волков Н. Н. // Российские саамы. Историко-этнографические очерки // Каутокейно; СПб., 1996. 106 с.
  • Дергачев Н. // Статистический очерк Лапландии. // Санкт-Петербург. 1869.
  • Головнев А.В. // Кочевники Арктики: искусство движения // Этнография 2018. No 2. С. 6-45
  • Иванов-Дятлов Ф.Г. // Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января-11мая 1927 г.). // Москва. 1927.
  • Искусство саамов Кольского полуострова, составитель Милицкая Т.П., Санкт-Петербург. 2018. с. 44.
  • Немирович-Данченко В.И. // Лапландия и лапландцы. Публичные лекции, читанные в 1875 г. в С.-Петербургском педагогическом музее. // Мурманск. 2019. с. 100.
  • Прибалтийско-финские народы России, отв. ред. Клементьев Е.И., Шлыгина Н.В., Москва. 2003. с. 671.
  • Одгаард У. // Ритуал кормления огня в очагах циркумполярных культур // Уральский исторический вестник No 2 (43), 2014.