Вернуться


Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Перевалова Е.В.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Киссер Т.С.

Манси. Современная культуротворчество

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре развернулось масштабное этнокультурное движение, инициируемое Ассоциацией «Спасение Югры». Благодаря активной этнопросветительской деятельности изменился статус традиционных культур хантов и манси: если в советские времена они соотносились с определениями «отсталые», «консервативные», «периферийные», то в 1990-е годы их начали называть «уникальными», «самобытными». Для этнической интеллигенции стало возможным выразить собственное понимание ценностей своей культуры.

С конца 1980-х гг. финно-угроведение оформляется как главное научное направление в Ханты-Мансийском автономном округе. В 1991 г. решением окружного исполнительного комитета на базе лаборатории Сибирского отделения АН СССР (рук. Е. И. Ромбандеева) и кабинета родного языка Института усовершенствования учителей (рук. Е. А. Нёмысова) был создан Научно-исследовательский институт социально-экономического и национально-культурного возрождения обско-угорских народов. У его истоков стояли этнограф Н. В. Лукина (подготовка научных кадров), венгерская исследовательница Е. А. Шмидт (развитие фольклорного направления), представители национальной интеллигенции А. И. Сайнахова, Г. И. Бардин, Т. А. Молданова. Одновременно была развернута работа по созданию фольклорных архивов и фондов, завершившаяся организацией в 1994 г. Окружного научного фольклорного архива КМНС (рук. Т. А. Молданова). В 2000 г. Институт был реорганизован в НИИ обско-угорских народов (директор М. А. Лапина), в 2002 г. — в НИИ угроведения (директор Т. В. Волдина). В 2005 г. НИИ угроведения и Окружной научный фольклорный архив слились в Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (директор В. И. Сподина). Основными задачами института является исследование хантыйского и мансийского языков, этнической истории, традиционной культуры и природопользования, изучение и прогнозирование современных этноэкономических и этносоциальных процессов, разработка инновационных программ по неотрадиционным формам жизнедеятельности, проведение экспертиз литературы, внедрение результатов теоретических разработок в практику.

Значимым событием в процессе этнической мобилизации стало открытие в 1987 г. Этнографического музея под открытым небом «Торум маа» (Ханты-Мансийск). Музей создавался по инициативе национальной интеллигенции. Выбор места неслучаен — комплекс расположен на одном из семи священных холмов, недалеко от слияния Оби и Иртыша. Музей координирует научную и экспедиционную работу в области этнографии, организует выставки, ведет просветительскую и образовательную деятельность, направленную на консолидацию коренных народов Югры, возрождение народных праздников и традиций.В программе музея экскурсии, семинары, мастер-классы, проведение обрядов и праздников (обряд поклонения Водному Духу и День муксуна, Праздник Трясогузки ( Вурщик хатл ), Угощение Луны ( Тылащ пори )).

В это же время были созданы фольклорные ансамбли «Аранг мощ-нэ», «Ешак най. В округе, включая «нефтяные» города, велась просветительскаяМАртынова 2019 деятельность по поощрению интереса к обрядовым традициям хантов и манси (Мартынова 2019: 368). Один из ярких самобытных коллективов народов манси и ханты — Фольклорная студия «Ёмвош ёх» Окружного Дома народного творчества. Название коллектива в переводе на русский язык означает «Люди Ханты-Мансийска». Участницами студии являются талантливые хантыйские жительницы города, владеющие в совершенстве родным языком, знающие народные традиции, обладающие навыками изготовления изделий и предметов быта культуры ханты. В репертуаре студии представлены разноплановые произведения: народные песни, личные песни известных исполнителей фольклора, личные песни участников студии, песни на стихи самобытных авторов в сопровождении традиционных наигрышей музыкального инструмента «нарс-юх». Фольклорная студия представляет и песенно-танцевальные композиции, одна из популярных традиционных мелодий — танец «Куренька».

В Ханты-Мансийском округе работает мастерская обско-угорских народов «Живая традиция», которая является центром сохранения, развития и популяризации традиций изготовления национальной одежды обских угров. В мастерской проводится работа по изучению традиционной одежды разных локальных групп обских угров; изготовление и пошив одежды мастерицами — платье, халат, платок, нагрудные украшения, обувь, гольфы; проходят мероприятия в области сохранения и развития нематериального, материального культурного наследия обских угров, семинары, мастер-классы, выставки, конкурсы.

Новым явлением оказалось возрождение почти забытых праздников, таких как «День обласа», «Угощение луны», «День лося», «Вороний день» и т.п. 30 апреля 2011 г. был принят закон «О празднике и памятной дате Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», согласно которому вторая суббота апреля объявлена как «День коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры “Вороний день”» и обскоугорский Вороний день получил статус окружного праздника.

Знаковую роль в культуре хантов и манси играли Медвежьи игрища. С начала 1990-х гг. благодаря активизации этнической элиты — представителей общественной организации «Спасение Югры», ученых Обско-угорского института прикладных исследований и разработок и местных муниципалитетов Медвежьи игрища стали возрождаться. А после подписания в 1997 г. распоряжения губернатора Югры «О поддержке самобытного народного творчества коренных народностей автономного округа — ритуального обряда «Медвежьи игрища» игрища в честь медведя стали проводиться в Югре регулярно и превратились в «новую старую» традицию (Мартынова 2019: 369). В 1994 г. медвежьи церемонии прошли в селе Сосьва, деревнях Кимкьясуй и Хулимсунт на рр. Северная Сосьва и Ляпин (северные манси; Березовский р-н ХМАО), в 2005 г. — в деревне Пума-павыл на р. Лозьва, в 2010 г. — в юртах Тасмановых на р. Лепл-я (лозьвинские манси; Ивдельский городской округ, Свердловская область), в феврале и марте 2011 г.— в деревне Мулигорт (северные манси; Октябрьский р-н ХМАО). В 2010 г. Медвежьи игрища были признаны победителем международного конкурса «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов» в номинации «Праздники». В Югре уже несколько лет обсуждается вопрос о включении Медвежьих игрищ в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО как традиции, обладающей огромной этнологической, исторической и художественной ценностью, демонстрирующей культурное разнообразие Арктики (Перевалова 2017: 305–307).