Вернуться
  Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Перевалова Е.В.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Киссер Т.С.

Манси. Краткая историческая справка

Предки манси были частью древне-угорской общности, которая сформировалась на Среднем и Южном Урале. На западе, в Прикамье, древние угры граничили с пермянами, на востоке, в Приобье, и севере – с самодийцами. Южными их соседями с эпохи бронзы были степные индоиранские племена, многовековые связи с которыми оставили глубокий след в культуре и языке угров. Особенно ярко это влияние выразилось в так называемом митраистском комплексе в культуре манси, включающем культ объезжающего мир небесного всадника Мир-Сусне-Хума . Не менее значительным было воздействие на культуру угров пришедших в раннем средневековье на смену индоиранцам степных тюркских племен и государств. С ним, в частности, связан раскол угорской общности на степных угров (мадьяр-венгров), ушедших на запад, и урало-обских таежных угров, оставшихся на прародине и позднее образовавших народы манси и хантов.

Судя по русским и арабским источникам начала II тыс. н. э., новгородцы называли приуральских предков манси югра , волжские булгары – йура . Позднее, с началом московского движения к Уралу (рубеж XIV–XV вв.), избегавшие подчинения и крещения приуральские жители, пермяне и угры, мигрировали через хребет в Сибирь. Именно тогда в отношении западной части угров стало употребляться название «вогулы» («вогуличи», «гогуличи»). Миграции направлялись как на восток, так и на север, в результате чего в Северном Зауралье, бассейне Северной Сосьвы и Ляпина в XVIIв. началось формирование новой группы угров-переселенцев, потомки которых известны под названием северных манси (Головнёв 1998: 138–141, 2010).

В середине II тыс. н. э. у предков манси существовали «княжества» – Пелымское, Ляпинское, Кондинское (Бахрушин 1955: 13–14, 28–33, 75–78, 82–92).

Причинами появления «княжеств» были необходимость защиты от набегов кочевников-тюрок и новгородцев, а также войны между самими туземными вождями за промыслы, за контроль над торговыми путям, новыми земли и данниками. С XII в. Великий Новгород пытается обложить югричей данью, а с XIII в. «волость Югра» была номинально включена в состав его колониальных владений. Однако удерживать в данниках далекие урало-сибирские вотчины торговому городу было не просто. Новгородские дружины, совершавшие рейды за данью, встречали упорное сопротивление местных племен.

С потерей независимости Новгорода Великое княжество Московское, утвердившееся как политический центр объединения русских земель, стремилось закрепиться и на востоке — в землях Перми и Югры. Но вогульские «князцы» (пелыские князья Асыка, Юмшан, Аблегирим, кондинский князь Агай) оказывали решительное сопротивление московским воеводам, нанося удары по приуральским русским форпостам. Решающим в разгроме вогульских «княжеств» стал предпринятый Иваном III в 1499/1500 гг. большой поход «за Камень» во главе с князями Петром Ушатым и Семеном Курбским и воеводой Василием Бражником-Заболотцким. В августе 1586 г. князь Лугуй, представительствуя от шести городков (Куновата, Илчмы, Ляпина, Мункоса, Юила и Сумгут-ваша), отправился в Москву и исходатайствовал у Федора Иоанновича жалованную грамоту и обязался ежегодно привозить на р. Вымь дань «по семи сороков соболей лутчих». Вместе с тем отдельные очаги сопротивления московской колонизации сохранялись до начала XVIIIв., когда вогулы и остяки подверглись массовому крещению. Начиная со второй трети XVIIв. уцелевшие потомки пелымских (Пелымские), кондинских (Сатыгины) и ляпинско-сосьвинских (Шешкины) князей находились на службе у московских государей (см. Фёдорова 1999; Вершинин 2918: 356–464; Перевалова 2019: 63–65).

Многочисленные войны накануне и в период присоедин ения Сибири к России и сопровождавшие их миграции коренным образом изменили социальные отношения у зауральских угров. Вместо «княжеств» были образованы административные волости. В составе Русского (Российского) государства манси были причислены к Верхотурскому, Пелымскому, Туринскому, Тобольскому и Березовскому уездам Тобольской губернии и Кунгурскому, а также Чердынскому и Красноуфимскому уездам Пермской губернии.

В сформировавшейся в XVII-XVIII вв. северной группе манси обозначилось бинарное деление на людей Пор (в фольклоре «приплывших на плотах») и Мось (охотников и оленеводов). Брачно-родственные отношения между ними приняли облик дуально-фратриальной организации (по распространенному мнению, эта организация уходит корнями в глубокую древность), т.е. браки между представителями одной фратрии были запрещены. Брак у манси патрилокальный, в счете родства патрилинейность (в северной группе) сочеталась с билинейностью (см. Чернецов 1939; Соколова 1976, 1983; 2009: 328–352; Мартынова 1994; Фёдорова 1998).

Старшины Ляпинской волости Степан Ляпин и Нил Шешкин. Обдорск, Январь 1895 г. Фотография А.А. Дунина-Горкавича. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. ТМ-117119/8.
Выборы. Суеват-пауль, 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
У избирательного участка. Суеват-пауль, 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Участники конференции «Коренные малочисленные народы Севера в современном правовом пространстве. 2011 г.