Вернуться
  Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Перевалова Е.В.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Киссер Т.С.

Манси. Образ жизни и система обеспечения

Манси сформировались в результате слияния продвинувшегося на север с юга угорского населения с древними племенами охотников и рыболовов тайги. Становление народа происходило при активных контактах с ненцами, хантами, татарами и русскими, и это, безусловно, отразилось на формировании хозяйственных комплексов. Традиционные отрасли хозяйства манси – охота и рыболовство, на севере они дополнялись оленеводством горно-таежного отгонного типа, на юге – животноводством и земледелием (Головнёв 1993: 11–12, 1995: 122–132; Фёдорова 2000: 14–156; Народы Западной Сибири 2005: 220–232).

У всех групп манси наиболее хозяйственно значимой считалась охота на лося и дикого оленя посредством засек, ловчих ям, самострелов, а также загоном по насту. Для промысла соболя и белки формировались группы из 2–5 охотников, отправлявшиеся на зимний сезон в предгорные урманы.

Рыболовство посредством сетей, неводов, городьбы, острог, крючковых снастей практиковалось преимущественно в летнее полугодие, хотя в отдельных районах (например, устье Ляпина) эффективный лов в огороженных акваториях осуществлялся и в период от ледостава до ледохода. Центральное место рыбный промысел занимал в хозяйстве жителей Оби и низовий ее притоков (Сев. Сосьвы), куда на летний сезон выезжала и часть жителей глубинно-таежных районов (c верховий рек).

Выпасом сборных оленьих стад, насчитывавших до 400–1200 голов, в летний период занимались пастушеские группы из 1–2 семей в горных тундрах Северного Урала; зимой стада распределялись между владельцами и использовались для промысловых передвижений. Кочевые маршруты составляли 300–700 км. У манси было распространено также транспортное собаководство. Собак, запряженных в нарты, использовали для перевозки грузов (воды, дров) неподалеку от жилья и для транспортировки продукции промыслов во время охоты. На больших реках, таких как Ляпин, Северная Сосьва, Конда, было распространено упряжное собаководство с использованием прямо- и косокопыльных нарт.Восточные и южные манси были вовлечены в постоянные торгово-обменные связи с соседним русским старожильческим и татарским населением. В их хозяйстве заметную роль, помимо охоты и рыболовства, играло разведение лошадей, коров, овец, земледелие и товарное собирательство (ягод, орехов).

В 1961 г. почти все колхозы Ханты-Мансийского округа были преобразованы в совхозы, рыбучастки и промыслово-охотничьи хозяйства, специализировавшиеся на традиционных занятиях манси. В крупных поселках развивались овощеводство, молочное животноводство и клеточное звероводство. В совхозе «Саранпаульский», основным занятием было оленеводство. В совхозе содержалось 11 оленьих стад, обслуживанием которых занимались манси (25 %), коми и ненцы. В 1990–2000-е гг. ГУП «Саранпаульский» удалось устоять. Однако были сокращены бригады (с 10 до 4), закрыты цеха по переработке продукции оленеводства. В 2008–2016 гг. наблюдалась положительная динамика: поголовье выросло с 8 до 16 тыс. голов. Залогом выживания стал крупностадный характер местного оленеводства (до 2200 голов в бригаде), отсутствие конкурентов, претендующих на пастбища, семейный принцип организации труда и окружные дотации (1000 руб. за голову); руководство сохраняет мягкую позицию в отношении частных оленей, пасущихся в совхозных стадах. Вместе с тем к концу 20 века манси почти полностью ушли из оленеводческой отрасли, хотя у многих семей остались личные олени, и их, как это делалось раньше, отдают на выпас в стада. Бригады состоят в основном из коми, только 4-я бригада считается условно мансийской, поскольку ее возглавляет манси Василий Ромбандеев. Основная проблема кадровая: оленеводство больше не расценивается местными коми и манси как жизнеобеспечивающая стратегия, поскольку предполагает более тяжелые условия жизни по сравнению с поселком (Абрамов 2022).

В последние годы в отдельных районах (на Конде, Сосьве, Ляпине) воссоздаются заброшенные малые селения и развиваются частные хозяйства, сочетающие в своей деятельности традиционные отрасли и новые технологии обработки сырья.

Инородец-вогул Вифанил Незаконнорожденный, тавдинский охотник из деревни Назаровой. Экспедиция по исследованию рек Сосьвы и Тавды горного инженера Л.И. Подгаецкого. 1887 г. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. ТМ-15516-29.
У охотничьего лабаза. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Подросток в охотничьем костюме. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-52.
Рыбная ловля. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908. МАЭ No 1628-19.
Вогул в лодке с острогой. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-49.
Засолка сосвинской сельди в бочонки в заведении Алексеева (ю. Лошкан на р. Ляпине). Экспедиция Б.Н. Городкова на Северный Урал. 1915 г. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. ТМ-15546/65.
Починка сети. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома Хворостовой (Хорпия, Ивдельский р-н Свердловской области).
Оленьи упряжки на Северном Урале. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Стадо в корале. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Оленеводы приехали в поселок. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).