Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН Перевалова Е.В. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Киссер Т.С. |
Манси. Искусство, промыслы и ремесла
Владение топором и ножом привычное дело для манси. Каждый мужчина должен был уметь изготовить прочный лук и стрелы, легкие нарты, лодку и весло, ножны. Ни одна семья не могла обойтись без деревянного корыта, украшенных причудливыми «замками», головками зверей и птиц разливных черпаков, лопаток для выбивания снега, крюка с шумящими погремушками для детской колыбели. При обработке дерева применялись топоры, тесла, ножи, различные стружки, лучковые сверла, основные техники — скульптурная, трехгранно-выемчатая, ямчатая резьба, профилировка краев, инкрустация оловом. Скульптурные изображения зверей и птиц, композиции из треугольников, квадратов, прямых линий и углов придавали деревянным изделиям неповторимость и своеобразие.
У манси была популярна резьба по кости. Для изготовления деталей оленьей упряжи, охотничьего снаряжения (пороховниц, мерок для пороха и дроби), предохраняющих руку при стрельбе из лука щитков, наконечников стрел, орудий труда (скребков, пряслиц, крепилок для сухожильных нитей) и утвари (ручек ведер, табакерок, ушекопок) использовались рог и кость оленя и лося, бивень мамонта. Наиболее распространенными приемами декорирования костяных изделий были профилирование краев, трехгранная-выемчатая, ямчатая и циркульная резьба.
У обских угров в прошлом довольно широко было распространено кузнечное и литейное дело. Орудия труда, культовые изображения и украшения отливали в каменных и деревянных односторонних формах. При отливке форму накрывали куском бересты и вливали расплавленный металл через специальный желобок. Металлическими бляшками расшивалась суконная одежда, накладные воротники.
Женщины традиционно занимались пошивом и орнаментацией одежды, обуви, культовых предметов из меха и ткани, изготовлением утвари из меха, сукна, бересты и травы, украшений из бисера и бус. Как и многие народы Сибири, для украшения меховой и суконной одежды, обуви и утвари манси издавна использовали технику мозаики, т. е. сочетание кусочков меха, кожи и ткани темного и светлого тонов. Существует точка зрения о происхождении меховой мозаики в среде древнего уральского населения. В технике мозаики выполнялись прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты. Узоры вырезались ножом из оленьих камусов или пешки светлого и темного оттенков (позже – сукна) с помощью трафарета из бересты или без него, а затем контрастные детали или полосы сшивались сухожильной нитью. Ленточными орнаментами декорировались верхняя плечевая одежда, обувь и шапки, медальонным – рукавицы, женские сумки для рукоделия. Для прочности и контраста в швы орнаментов прокладывали цветной суконный кант.
Еще одним способом украшения традиционной одежды из сукна и хлопчатобумажных тканей была аппликация, т. е. нашивание орнаментальных полос на основу. Аппликация нашивались мелкими стяжками потайным швом. Чем мельче были элементы орнамента, ровнее и объемнее сюжет аппликации, тем искуснее считалась мастерица. Аппликацией (полоски, полоски с зубчиками, сложные геометрические орнаменты) чаще всего декорировались женские халаты и платья, мужские рубахи из фабричных хлопчатобумажных тканей, верхняя плечевая одежда из сукна, кожаная обувь. Особенно плотно украшались манжеты рукавов, воротники и нагрудные планки, кокетки, края подола и полок, шов, соединяющий стан и волан, клинья переда и спинки. Однако аппликация считается явлением довольно поздним, возможно, изначально она бытовала как украшение одежды и обуви из ровдуги и рыбьих кож (Иванов 1963: 75).
Обским уграм были известны два способа вышивания: сухожильной нитью и подшейным волосом оленя, пришитым мелкими стяжками сухожильными нитями по контуру нанесенного на ровдугу или сукно рисунка. Таким образом украшали ровдужную и суконную обувь и рукавицы, детали одежды (воротники, обшлага, нагрудный разрез), игольники женских сумок для рукоделия. Для манси была характерна только вышивка сухожильными нитями.
Один из архаичных способов декорирования – окрашивание натуральными красителями. Красили рыбью кожу, ровдугу, оленьи и лосиные шкуры, отдельные детали одежды, шерстяные нитки для вышивания. Красно-коричневую и желто-коричневую краски получали из коры деревьев (ольхи, осины, лиственницы), использовали также охру, сок ягод, березовый гриб, краснотал, отвары плауна и корень подмаренника, синюю и фиолетовую – из сока ягод и глины.
Западным, южным и восточным манси были известны прядение и ткачество. Для изготовления холста использовали крапиву, позднее – покупные конопляные и льняные нити. Крапивная нить изготавливались из стеблей, содержащих лубяные волокна. Собирали крапиву в конце сентября – октябре, с началом заморозков. Стебли увязывали в пучки и сушили. Волокнистую часть стебля отделяли от сердцевины и наружной оболочки с помощью костяного шилообразного орудия. Первоначально обработанные стебли хранили в сыром помещении, чтобы волокно отсырело. Затем клали в ступу или на камень и разбивали деревянным пестом. Пряли тем же способом, что конопляное и льняное волокно, т. е. скручивали более или менее тонкую нить, используя прялку и веретено. Мансийское веретено, в отличие русского, имело напрясло – широкое кольцо из дерева, кости, рога или мягкого камня, надеваемое для увеличения веса и усиления регулировки движения при вращении. Крапивная пряжа получалась грубоватая на ощупь и имела желтоватый оттенок. Для придания нитям мягкости и белизны их кипятили в щелоке. Из крапивных нитей плели сети и невода, ткали крапивные холсты, используя небольшие ткацкие станки горизонтального типа.
Холщовую одежду – рубахи, халаты, штаны, платки, рукавицы – вышивали окрашенными шерстяными нитями. Для вышивки использовались в основном сочетания красного и темно-синего цветов. Основными приемами вышивания были: керем-ханчь (от хант. «перевернутая вышивка»), ханда-ханчь («хантыйская вышивка»), севем-ханчь («плетеная вышивка»), руть-ханчь («русская вышивка»), ектем-ханчь («сборная вышивка»). Сюжеты вышивки отличались многообразием: мужские рубахи и штаны, женские рубахи, халаты и платки украшали образами птиц, зверей, деревьев, небесных светил. Комплекс вышивки обских угров представляет собой уникальное явление, аналогов ему нет ни у ближайших соседей (сибирских татар, селькупов, ненцев), ни у более отдаленно проживающих народов Сибири. Исследовали говорят об единых истоках вышивки обских угров и народов Приуралья и Поволжья (Иванов 1963: 78–80). В конце XIX– начале XX века в связи с переходом на одежду из фабричных тканей вышивка обских угров исчезает.
Для украшения одежды и изготовления разного рода украшений манси использовали бисер и «стеклянные» и «каменные» бусы. Возможно, к предкам обских угров бисер пришел из Волжской Булгарии, позднее народы Западной Сибири стали получать его от русских и бухарских купцов. В то же время мансийское слово сак , обозначающее и бисер, и бусы, имеет скорее всего иранские корни (Чернецов 1947: 115; Фёдорова 1994: 109). Предпочтение отдавалось непрозрачному (матовому) фарфоровому бисеру; белый использовался преимущественно для фона, цветным выполнялся узор.
Обским уграм были известны две техники изготовления бисерных украшений: нашивание бисера на материю и плетение (нанизывание). Из бисера и бус выполнялись ажурные шейные украшения и налобные повязки, бисерные ленты, нашиваемые на одежду из сукна и ткани; бисером и бусами расшивались воротники и съемные нагрудные и накосные украшения, пояса, рукавицы, ровдужная и кожаная обувь, а также элементы орнамента одежды из сукна и ткани. Особую гордость составляли унизанные цветными шнурками и металлическими подвесками, расшитые бусами и бисером ложные косы. В конце XX в. из бисера стали плести браслеты и нагрудные медальоны, изготавливать перстни и серьги. Помимо бисера и бус, для декорирования изделий из сукна, прежде всего одежды, головных уборов и нагрудных и накосных украшений, широко использовались металлические бляхи, пронизки, пуговицы, колокольчики, бубенчики, кольца, цепочки. Нередко в качестве украшений использовались предметы средневекового бронзолитейного производства, но наиболее популярными были оловянные отливки местного производства, которые в XIX– начале XX в. почти полностью были вытеснены привозными изделиями тобольских и туринских мастеров. В конце XX в. на смену металлическим нашивкам пришли пластмассовые пуговицы.
Когда-то бересту умели обрабатывать так, что из нее изготовляли лодки и даже рубахи. Из вываренных в зольном растворе полотен бересты женщины шили покрышки для летних чумов, детские колыбели, всевозможную посуду – короба, туяса, ведра, набирки для ягод, тарелки, ковши, коробки. Берестяные изделия богато орнаментировали, используя древнейшие техники – процарапывание и выскабливание, аппликацию, ажурную резьбу с подкладным фоном, тиснение и нанесение штампов. Из корней кедра и черемухового прута плели изящные круглые и квадратные короба, известные русским под названием «корневатик», из стеблей осоки – циновки.
Начиная с 1960-х гг. ввиду появлению покупных товаров навыки изготовления традиционных вещей постепенно утрачиваются, присущая предметам знаковая функция вытесняется эстетической. В последнее время происходит возрождение традиционных ремесел. В 1994 г. в г. Ханты-Мансийске был создан Центр прикладного творчества и ремесел, призванный содействовать возрождению и сохранению народных промыслов. Народные мастера национально-культурных центров занимаются бисероплетением, художественной обработкой дерева и бересты, кожи, шкуры, тканей, восстанавливая и преумножая культурные традиции хантов и манси. Важную роль в этом процессе играют периодически проводимые семинары, мастер-классы и конкурсы во время массовых мероприятий (Ханты-Мансийск, Саранпауль, Ломбовож). Современное декоративно-прикладное искусство манси сочетает богатые традиции орнаментации изделий и новации в использовании и обработке материалов.