Вернуться
  Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Перевалова Е.В.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Киссер Т.С.

Манси. Общие сведения

Общая численность манси, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 12 308 чел. (5 725 муж. и 6 583 жен.).

По данным Всесоюзной переписи населения 2002 г., на территории Российской Федерации насчитывалось 11 432 манси, из них 10 561 чел. проживали в Тюменской области (9894 чел. – в Ханты-Мансийском автономном округе) и 259 чел. – в Свердловской области. По данным Всесоюзной переписи населения 2010 г., численность манси составляла 12 269 чел., из них 11 614 чел. проживали в Тюменской обл. (10 917 чел. – Ханты-Мансийском автономном округе), 251 чел. – в Свердловской области.

От Уральских гор до реки Оби живет коренной народ таежного Зауралья – манси. Самоназвание народа манси (сев. манс. маньщи , юж. манс. меньдьщи ) означает «человек», старое название – вогулы (коми вэгул ) – в русских документах начинает употребляться с XIV в. В более ранний период манси вместе с другим населением северо-востока Европы обозначались как югра (коми йогра ). Название «вогул» имеет коми-зырянское происхождение и означает «дикий», «дикарь-язычник» (Головнёв 1998: 138, 140). Распространю также мнение, что «вогул» происходит от самоназвания племени выкли , кочевавшего в Северном Приуралье (Фёдорова 1996: 11–13). ).

Несмотря на малочисленность, в прошлом территория расселения народа была довольно обширной: до XIV–XVI вв. мансийские селения располагались на западных склонах Урала, по рекам Чусовая, Вишера, вплоть до Печоры, на юге границы их расселения доходили до верховий реки Уфы и почти до низовьев Туры, Тавды, Сосьвы, Пелыма и Лозьвы. Продвижение русских за Урал, теснивших коми-зырян с Печеры, продвигало на восток вогулов (манси), в свою очередь теснивших остяков (хантов) на север и восток. Окончательное переселение манси за Урал произошло довольно поздно, в конце XIX– начале XX в. (Соколова 1982, 1983). В настоящее время манси расселены по Нижней Оби и ее притокам Северная Сосьва с Ляпиным (Сыгвой), в верхнем и среднем течении притока Иртыша реки Конда, на Северном Урале по реке Лозьва и верховьях реки Пелым. В административном отношении это территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Березовский, Октябрьский, Советский и Кондинский районы), севера Свердловской области (Ивдельский район) и Пермского края.

Выделяют несколько этнографических групп манси – северную (сосьвинско-ляпинскую), восточную (кондинскую), южную (тавдинско-туринскую) и западную (пелымско-лозьвинскую). Группы существенно отличаются друг от друга не только диалектно, но и культурно: северные манси обнаруживают близость к ненцам и северным хантам; восточные – к нижне-иртышским и среднеобским хантам, южные – к сибирским татарам, западные – к финно-пермским народам Приуралья. В разной мере все группы манси испытали русское, татарское и коми влияние еще до революции 1917 г. В результате южные и западные группы манси практически исчезли: большая часть была ассимилирована, часть ушла на север, где слилась с хантами. Сохранившиеся до сегодняшнего дня северная и восточная группы окончательно сложились только на рубеже XVIII–XIX вв. на основе местного хантыйского населения и пришлых с запада и юга групп манси (Соколова 1990: 36–38, 78; Фёдорова 1994: 7–9; Народы Западной Сибири 2005: 202–204). Представители территориальных групп манси обычно называют себя по рекам, на которых проживают:

тагт манси – сосьвинские,

сакв манси – ляпинские,

полум манси – пелымские,

лозум манси – лозьвинские.

Традиции народа в наибольшей степени сохранились в культуре северной (сосьвинско-ляпинской) группы манси.

Мансийский язык вместе с венгерским и хантыйским образует угорскую ветвь уральской языковой семьи. В XVII–XVIII вв. было четыре диалектные группы манси:

северная, представленная северомансийским диалектом, который делится на сыгвинский (ляпинский), сосьвинский, обский и верхнелозьвинский говоры;

западная, включающая диалекты Средней Лозьвы, Нижней Лозьвы, Пелыма и Вагиля;

восточная, к которой относятся нижне-, средне-, верхне- и южно-кондинские диалекты;

южная с ныне исчезнувшим тавдинским диалектом.

Диалекты северных, восточных, южных и западных манси различались настолько существенно, что лингвисты судили о них как о самостоятельных языках, однако к XIX в. почти все западные и южные манси обрусели. В настоящее время сохраняются северные (Северная Сосьва с Ляпиным) и восточные (Конда) диалекты, последние теперь нередко называют южными. Литературный язык создан на основе северомансийского диалекта. Культурное единство манси и хантов позволяет объединять их под общим названием «обские угры».


По антропологическим характеристикам большинство народов уральской языковой семьи относится к уральской малой расе. Ее формирование – это результат смешения европеоидных и монголоидных групп древнего населения. Пространством, в котором формировалась уральская языковая семья, был Урал. Расселение прауральцев происходило в ходе миграций и постепенного культурно-языкового обособления: на рубеже V–IV тыс. до н. э. уральская общность распалась на самодийскую и финно-угорскую; в III тыс. до н. э. произошло разделение финно-угорской общности на финно-пермскую и угорскую. В общем массиве народов уральской языковой семьи по своим фи зическим характеристикам манси существенно близки к хантам, особенно к группам географического пограничья двух этнических ареалов. Они – носители промежуточного евро-монголоидного комплекса черт уральского типа в составе уральской расы.

Манси характеризуются грациозным телосложением, низким ростом, небольшой и низкой головой умеренной ширины, средними размерами лица и носа; форма лица варьирует от довольно узкой до широкой, толщина губ небольшая или средняя, окраска волос и глаз по сибирскому масштабу светлая. Монголоидные особенности внешности выражены нерезко, хотя проявляются отчетливо; рост бороды ослаблен, лицо умеренно уплощено, со средневыступающими скулами, переносье понижено, спинка носа выступает нерезко, глазная щель горизонтальная и зауженная, складка века умеренно развита по западному типу, эпикантус слабо развит, но присутствует. В антропологическом отношении манси более однородны, чем ханты; уровень монголоидности ниже; у женщин монголоидные особенности выражены ярче.

 


Вогулы из юрт Резимовых. Экспедиция Б.Н. Городкова на Северный Урал. 1915 г. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. ТМ-15546/38.
Мужской тип (фас и профиль). Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-10, 11.


Женский тип (фас и профиль). Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-1, 2.
Ляпинские вогулы. Юрты Ломбовожские. 1899 г. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. ТМ-17119-15.
Лозьвинские вогулки. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).