Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН Перевалова Е.В. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Киссер Т.С. |
Манси. Общие сведения
Общая численность манси, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 12 308 чел. (5 725 муж. и 6 583 жен.).
По данным Всесоюзной переписи населения 2002 г., на территории Российской Федерации насчитывалось 11 432 манси, из них 10 561 чел. проживали в Тюменской области (9894 чел. – в Ханты-Мансийском автономном округе) и 259 чел. – в Свердловской области. По данным Всесоюзной переписи населения 2010 г., численность манси составляла 12 269 чел., из них 11 614 чел. проживали в Тюменской обл. (10 917 чел. – Ханты-Мансийском автономном округе), 251 чел. – в Свердловской области.
От Уральских гор до реки Оби живет коренной народ таежного Зауралья – манси. Самоназвание народа манси (сев. манс. маньщи , юж. манс. меньдьщи ) означает «человек», старое название – вогулы (коми вэгул ) – в русских документах начинает употребляться с XIV в. В более ранний период манси вместе с другим населением северо-востока Европы обозначались как югра (коми йогра ). Название «вогул» имеет коми-зырянское происхождение и означает «дикий», «дикарь-язычник» (Головнёв 1998: 138, 140). Распространю также мнение, что «вогул» происходит от самоназвания племени выкли , кочевавшего в Северном Приуралье (Фёдорова 1996: 11–13). ).
Несмотря на малочисленность, в прошлом территория расселения народа была довольно обширной: до XIV–XVI вв. мансийские селения располагались на западных склонах Урала, по рекам Чусовая, Вишера, вплоть до Печоры, на юге границы их расселения доходили до верховий реки Уфы и почти до низовьев Туры, Тавды, Сосьвы, Пелыма и Лозьвы. Продвижение русских за Урал, теснивших коми-зырян с Печеры, продвигало на восток вогулов (манси), в свою очередь теснивших остяков (хантов) на север и восток. Окончательное переселение манси за Урал произошло довольно поздно, в конце XIX– начале XX в. (Соколова 1982, 1983). В настоящее время манси расселены по Нижней Оби и ее притокам Северная Сосьва с Ляпиным (Сыгвой), в верхнем и среднем течении притока Иртыша реки Конда, на Северном Урале по реке Лозьва и верховьях реки Пелым. В административном отношении это территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Березовский, Октябрьский, Советский и Кондинский районы), севера Свердловской области (Ивдельский район) и Пермского края.
Выделяют несколько этнографических групп манси – северную (сосьвинско-ляпинскую), восточную (кондинскую), южную (тавдинско-туринскую) и западную (пелымско-лозьвинскую). Группы существенно отличаются друг от друга не только диалектно, но и культурно: северные манси обнаруживают близость к ненцам и северным хантам; восточные – к нижне-иртышским и среднеобским хантам, южные – к сибирским татарам, западные – к финно-пермским народам Приуралья. В разной мере все группы манси испытали русское, татарское и коми влияние еще до революции 1917 г. В результате южные и западные группы манси практически исчезли: большая часть была ассимилирована, часть ушла на север, где слилась с хантами. Сохранившиеся до сегодняшнего дня северная и восточная группы окончательно сложились только на рубеже XVIII–XIX вв. на основе местного хантыйского населения и пришлых с запада и юга групп манси (Соколова 1990: 36–38, 78; Фёдорова 1994: 7–9; Народы Западной Сибири 2005: 202–204). Представители территориальных групп манси обычно называют себя по рекам, на которых проживают:
тагт манси – сосьвинские,
сакв манси – ляпинские,
полум манси – пелымские,
лозум манси – лозьвинские.
Традиции народа в наибольшей степени сохранились в культуре северной (сосьвинско-ляпинской) группы манси.
Мансийский язык вместе с венгерским и хантыйским образует угорскую ветвь уральской языковой семьи. В XVII–XVIII вв. было четыре диалектные группы манси:
северная, представленная северомансийским диалектом, который делится на сыгвинский (ляпинский), сосьвинский, обский и верхнелозьвинский говоры;
западная, включающая диалекты Средней Лозьвы, Нижней Лозьвы, Пелыма и Вагиля;
восточная, к которой относятся нижне-, средне-, верхне- и южно-кондинские диалекты;
южная с ныне исчезнувшим тавдинским диалектом.
Диалекты северных, восточных, южных и западных манси различались настолько существенно, что лингвисты судили о них как о самостоятельных языках, однако к XIX в. почти все западные и южные манси обрусели. В настоящее время сохраняются северные (Северная Сосьва с Ляпиным) и восточные (Конда) диалекты, последние теперь нередко называют южными. Литературный язык создан на основе северомансийского диалекта. Культурное единство манси и хантов позволяет объединять их под общим названием «обские угры».
По антропологическим характеристикам большинство народов уральской языковой семьи относится к уральской малой расе. Ее формирование – это результат смешения европеоидных и монголоидных групп древнего населения. Пространством, в котором формировалась уральская языковая семья, был Урал. Расселение прауральцев происходило в ходе миграций и постепенного культурно-языкового обособления: на рубеже V–IV тыс. до н. э. уральская общность распалась на самодийскую и финно-угорскую; в III тыс. до н. э. произошло разделение финно-угорской общности на финно-пермскую и угорскую. В общем массиве народов уральской языковой семьи по своим фи зическим характеристикам манси существенно близки к хантам, особенно к группам географического пограничья двух этнических ареалов. Они – носители промежуточного евро-монголоидного комплекса черт уральского типа в составе уральской расы.
Манси характеризуются грациозным телосложением, низким ростом, небольшой и низкой головой умеренной ширины, средними размерами лица и носа; форма лица варьирует от довольно узкой до широкой, толщина губ небольшая или средняя, окраска волос и глаз по сибирскому масштабу светлая. Монголоидные особенности внешности выражены нерезко, хотя проявляются отчетливо; рост бороды ослаблен, лицо умеренно уплощено, со средневыступающими скулами, переносье понижено, спинка носа выступает нерезко, глазная щель горизонтальная и зауженная, складка века умеренно развита по западному типу, эпикантус слабо развит, но присутствует. В антропологическом отношении манси более однородны, чем ханты; уровень монголоидности ниже; у женщин монголоидные особенности выражены ярче.
Мужской тип (фас и профиль). Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-10, 11. |
Женский тип (фас и профиль). Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-1, 2. |