Вернуться
  Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Перевалова Е.В.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН
Киссер Т.С.

Манси. Материальная культура

Поселение и жилище. Разнообразие традиционных поселений и жилищ манси определялось ландшафтными особенностями и хозяйственной спецификой той или иной группы (Соколова 1998: 42–46; Фёдорова 2000: 177–213). Обычно селения ( пауль ) располагались по берегам рек, состояли из одного или нескольких срубных домов ( нор-кол ). Расстояние между селениями по реке определялось по числу плесов между ними. До XVII в. включительно жилищем манси служила шатровая полуземлянка. В фольклоре она известна как ма-кол — жилище мифологических героев-богатырей. В конце XIX — начале XX в. у манси были распространены бревенчатые жилища в 7-11 венцов, срубленные в «угол» или «в охлуп» с выпущенными концами. Они состояли обычно из одного помещения, хотя встречались и дома с сенями, служившими для хранения одежды, утвари, орудий труда. Крыша чаще делалась двускатной, на слегах; на нее шли береста, жерди, доски. Двери и окна мансийских домов были очень низкими. Вместо стекол зимой вставляли льдину, а летом — выделанную рыбью кожу или оленью брюшину. Окна в летних жилищах нередко отсутствовали вообще. Потолков в домах не было, пол, как правило, досками не покрывался, а оставался земляным. Типичным для манси был дом со свесом крыши над входом. Кроме того, манси строили дома с плоской крышей из бревен или жердей, засыпанных землей или заложенных дерном, а также дома с двускатной крышей без свеса над входом. В летних и весенних поселениях дома нередко ставили на сваи, поскольку во время паводка вода поднималась так высоко, что заливала постройки.

Дом отапливался чувалом, находившимся в одном из углов жилища. Его ставили на фундамент, каркас состоял из жердей, обмазанных глиной, в которую добавляли траву, оленью шерсть, навоз. Внутри чувала устраивали перекладину, к ней крепился крюк для подвешивания котлов и чайников. Сужаясь кверху, чувал переходил в трубу, которая выводилась на крышу. В летнем мансийском жилище делался открытый очаг в виде невысокого сруба, обмазанного глиной (в этом случае в крыше делалось дымовое окно), а дома русского типа обогревались русской печью. В 20 в. были широко распространены железные печки, располагавшиеся в доме или на улице. По стенам дома крепились полки для хранения утвари и продуктов, в правом переднем углу — для культовых предметов. Согласно традиции, дальняя от входа сторона жилища считалась мужской, здесь находилось спальное место хозяина и места для почетных гостей, здесь же хранились инструменты и другие мужские вещи. На женской, привходовой, стороне жилища находились швейные и туалетные принадлежности, сухие дрова и растопочная лучина, бытовая утварь. Женщине запрещалось проходить в «передний» угол, взбираться на крышу дома, пересекать пространство между домом и священным лабазом. В свою очередь мужчина без особой нужды не притрагивался к женским вещам (швейному мешку, одежде), не задерживался у входа. В целом структура традиционного мансийского жилища и поселения с их культовой атрибутикой представляли собой микроКосмос (Гемуев 1990).

Значительную часть внутреннего пространства жилища занимали приподнятые от пола сплошные земляные или дощатые нары ( пал ) высотой 50-70 см. В страну деревянными перегородками нары делились на несколько отсеков, каждый из которых представлял собой относительно изолированное помещение. Нары служили местом домашних работ и отдыха. Постелью служили оленьи шкуры, под которые, укладывались плетенные из озерной травы циновки. В качестве подушек использовались мешки из оленьего меха или свернутая одежда; бытовали также длинные и узкие подушки, лицевая сторона которых выполнялась из сукна и украшалась мозаичным орнаментом. Для защиты от комаров пользовались пологом, сшитым из платков или полотнищ ткани. Его растягивали на ночь над спальным местом, создавая таким образом изолированное пространство для членов семьи. Днем от комаров спасал дымокур.

Поодаль от основного жилища строился мань кол («маленький домик») для проживания рожениц и женщин в период регул. Широкое распространение у манси получили уличные печи, служившие главным образом для выпечки хлеба. Их делали на бревенчатом фундаменте, в верхнем венце которого просверливали отверстия для крепления прутьев каркаса. Прутья перегибали дугой, а готовый каркас обмазывали глиной. На улице устраивали также специальные сооружения-вешала для вяления и копчения рыбы.

Хозяйственный инвентарь, утварь, одежда, запасы пищи хранились в свайных или наземных амбарах. Их делали из бревен, плах или досок, покрывали досками, берестой, жердями. Крыша на слегах, у свайных амбаров она, как правило, нависала над площадкой перед входом. Высокие сваи (от одной до шести) с вырубом предохраняли от грызунов. Внутрь амбара попадали с помощью приставной лестницы в виде бревна с зарубками.

Скот (лошадей, коров, овец) держали в специальных постройках-стайках с двускатной или плоской крышей. К ним пристраивали загон для лошадей. На плоской крыше стайки хранили сено. Рядом с жилищем устанавливали коновязный столб.

Для хранения сетей, промыслового инвентаря в летнее время служили специальные высокие помосты, для просушки сетей — перекладины, укрепленные на высоких столбах. Лодки и оленьи нарты летом держали под навесами на деревянных подставках, чтобы они не портились от длительного соприкосновения с землей.

Временными промысловыми жилищами манси служили чум, шалаш, охотничья изба. Семьи, для которых оленеводство было основным занятием и которые принимали на летний выпас оленей других манси, жили в крытых оленьими шкурами чумах ненецкого типа в течение всего года.

В жилище манси, кроме тех районов, где жили обрусевшие группы, практически не имело мебели. Обязательным убранством дома (избы, чума) был низкий деревянный прямоугольный столик на четырех ножках, вокруг которого собиралась семья во время трапез. Стулья заменяли нары и обрубки стволов деревьев. Утварь преимущественно изготавливалась из местных материалов (Фёдорова 1994: 216–257; 2000: 268–298). Для хранения вещей, прежде всего одежды, служили мешки из оленьей шкуры, которые манси называли ур хыр («ненецкий мешок»), поскольку они считаются заимствованием от ненцев. Пользовались также небольшими мешочками из кожи налима, птичьих лап, плетенными из корня кедра коробками корневатиками и покупными деревянными «тюменскими» сундуками. У каждой женщины непременно имелась орнаментированная сумка из оленьего меха, в которой держали предметы рукоделия. Посуда и емкости для хранения продуктов делали из бересты (коробки, тарелки-чуманы, ковшики, ведра, кузова для ягод) и дерева (блюда для рыбы и мяса, ковши, ложки). Пользовались покупными металлическими котлами и чайниками, а также чайной посудой.

Для маленьких детей делали берестяные колыбели апа . Ночные колыбели в виде овальной коробки с невысокими бортами с низкой спинкой или вообще без нее, дневные — с высокой спинкой, поставленной практически под прямым углом к основанию. К краю колыбели пришивали полосу ровдуги или шкуры оленя, которая стягивалась с помощью ремешков. Дневную колыбель, где ребенок находился в сидячем положении, подвешивали к потолку на деревянном четырех-пяти суставном крюке-погремушке или костяном крюке-якоре, а ночную мать ставила на нарах около себя. Колыбели богато орнаментировались (процарапывание, скобление по бересте). На спинке дневной колыбели изображалась птица сна (тетерка), олицетворявшая одну из душ человека. На дно колыбели засыпали измельченные гнилушки березы (прекрасный антисептик антисептик), а поверх них клали кусочек ткани или шкуры, а также меховые одеяльце и подушку.


Юрта вогула в с. Нахрачинское. Экскурсия В.Н. Пигнатти на р. Конда, 1910 г. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. ТМ-15519/41.
Изба вогула в Летних Аньинских юртах на р. Сосьва. Экспедиция Б.Н. Городкова на Северный Урал. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. ТМ-15546/2.
Фасад зимней избы. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-15.
Сомьях – посторойка для хранения припасов. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-18.
У берестяного чума. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-21.
Палатка и нарты оленеводов. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А.К. Хандыбиной (Хорпия, Ивдельский р-н Свердловской области).
Мансийская изба. Река Лозьва. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской обл.). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Летная кухня. Река Лозьва. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской обл.). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Хозяйственный лабаз. Река Лозьва. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской обл.). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Старый маль кол (дом для рожениц). Река Лозьва. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской обл.). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Мансийский дом. Юрты Пакины (Ивдельский р-н Свердловской обл.). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.

Средства передвижения. Манси расселены в бассейнах крупных рек, преимущественно в труднодоступных районах, в большинстве своем покрытых лесом или заболоченных, что определяло набор транспортных средств (Федорова 1994: 43–106; 2000: 298–325). Для передвижения по воде служили лодки разных конструкций: легкая, удобная для передвижения по малым лесным рекам долбленка-однодеревка или осиновка, составная (лодка калданка или кедровка (дно из кедра, борта из ели или кедра), большая дощатая лодка для неводьбы, лодка с каютой для дальних переездов и перевозки грузов, например семьи на летнюю рыбалку на в низовья крупных рек. Заимствованием от коми считается лодка- печорка или «зырянская лодка». Исследователи полагают, что в прошлом, до XVIII в., манси были известны берестяные лодки. Управлялись мансийские лодки при помощи шестов и однолопостных весел. Мужские весла от женских отличались большими размерами, более массивным навершием рукояти и формой лопасти. Последние часто украшались резьбой, фигурной рукоятью, «погремушками» и окрашивались. Долбленки и калданки использовались в качестве гроба, поскольку считалось, что в «страну мертвых», что находится в низовьях Оби, можно попасть водой.

Зимой манси ходили на лыжах — подволоках (подбитых лосиным или оленьим камусом) и голицах. Первые использовались главным образом во время охоты, вторые служили для передвижения на небольшие расстояния, окарауливании оленьего стада. Мансийские лыжи на концах имели утолщения, за которое можно было привязать веревку. Они отличались высокой ступательной площадкой, к которой закреплялся тканевый мешок, служивший защитой ноги от налипания снега. При постановке капканов, передвижению по холмистой и болотистой местности удобной была лыжная палка, имевшая с одной стороны опору-перекрестие или опору-кольцо, а с другой — небольшую лопатку. Небольшие грузы манси перевозили в ручных нартах (иногда с помощью впряженных собак) или на охотничьих волокушах, представляющих собой связанную пару лыж, веер из веток или шкуру, укрепленную на паре больших веток.

Северные и западные манси летом и зимой ездили на оленьих упряжках. В нарту запрягали от 2 до 5 оленей, запряжка веерная. Управляли упряжкой с помощью вожжи и длинного шеста- хорея . Оленьи нарты (легковые/мужские, женские и грузовые) — массивные, тяжелые на трех-четырех парах косо поставленных копыльях (самодийский тип). Женская нарты имела кибитку, что было очень удобным для перевозки маленьких детей. Грузовые нарты более массивные с высокими бортами или ларем предназначались для транспортировки продуктов, одежды, инструментов, покрышек чума, а массивные длинные нарты без бортов — для шестов чума. При кочевке несколько упряжек с ездовыми и грузовыми нартами составляли мужской и женский караван- аргиш.

В практически во всех районах расселения манси, особенно в обрусевших и отатарившихся группах, а также по крупным рекам для передвижения использовали лошадей. Лошадей запрягали в сани и нарты. Зимой практиковалось открытое содержание лошадей, для чего использовалось специальное строение — сруб с двускатной крышей и загоном с плоской крышей.

Передвижение на лодках по р. Лозьва. 1970-е гг. Из семейного альбома Пакиных (Юрты Пакины, Ивдельский р-н Свердловской области).
Лодки на причале деревни Хорпия. Река Лозьва. Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Лыжи, подбитые камусом (шкурой с ног оленя). Река Лозьва (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г
Изготовление крошн (заплечного станка для переноса грузов). Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Оленья упряжка. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).

Одежда. Пошивом одежды у манси традиционно занимались женщины (см. Фёдорова 1994: 106–215, 2000: 213–267; Богордаева 2006). Для пошива использовали разные материалы: лосиные и оленьи шкуры, ровдугу (замшу), рыбью кожу, шкурки пушных зверей и птиц, овечьи, коровьи и лошадиные шкуры, шерсть, домотканое полотно из крапивных конопляных или льняных нитей, покупные ткани (сукно, хлопчатобумажные ткани, шелк). Меховая и ровдужная одежда и обувь шились сухожильными нитями, суконная, крапивная, льняная, конопляная и хлопчатобумажная – нитями растительного происхождения. Для прочности, сохранения тепла и защиты от влаги оленьим волосом или кантом цветного сукна прокладывали швы меховой и суконной одежды и обуви, края одежды (рукава, подол, полки, ворот) и обуви обшивались узкими полосками ткани, меха или тесьмы. Одежда и обувь украшались орнаментом (мозаика, аппликация, вышивка подшейным волосом оленя, обшивка края и вышивка сухожильными и шерстяными нитями), окрашивались, расшивались бисером, бусами, пуговицами, металлическими бляшками.

Женский костюм XIX–XX вв. включал рубаху-платье и распашной халат из холщовой или хлопчатобумажный, ровдужной или суконной ткани. Украшением служили узкие полосы ткани контрастного цвета, нашитые вдоль швов, а также ряды металлических отливок, которые позднее были заменены на пуговицы. Платья-рубахи различались у разных групп манси формой кокетки и подола. Зимней женской одеждой у ляпинских, верхне- и среднесосьвинских манси служила двухслойная оленья шуба сахи , украшенная мозаичным орнаментом. Нижнесосьвинские манси чаще шили шубы из шкурок лебедей и покрывали сверху халатом из хлопчатобумажной ткани. Нижняя женская одежда – пояс-повязка из кожи, сукна или хлопчатобумажной ткани (раньше – бересты). Зимние и летние сапоги-кисы шили из лосиного или оленьего камуса и ровдуги. Часто обувь была комбинированной: «башмак» шился из толстой кожи, голенище – из камуса, ровдуги, сукна или плотной хлопчатобумажной ткани. Зимой камусная обувь носилась с меховым чулком, шитым мехом внутрь. Летней обувью также служили мягкие кожаные башмаки- чирки без каблука, расшитые бисером, пуговицами или украшенные орнаментированной вставкой. Их носили с вязанными или суконными чулками.

Неотъемлемой частью женского костюма был большой холщовый с широкой каймой и бахромой (позже – фабричный хлопчатобумажный, шелковый или шерстяной) платок, игравший важную ритуальную роль, особенно в свадебном обряде и обычае избегания (женщина закрывала им голову и лицо в присутствии старших родственников мужа). В зимнее время женщины носили шапки-капоры из оленьих и птичьих шкур. Украшениями служили унизанные цветными шнурками и металлическими подвесками ложные косы в виде длинных жгутов, к которым шерстяными шнурками приматывались волосы, разделенные на две пряди, а также серьги, кольца, разные головные и нагрудные украшения из ткани, ровдуги, бисера, бус, пуговиц, металлических блях и подвесок.

Мужской костюм состоял из меховых, кожаных или холщовых штанов, нижней (рубахи из хлопчатобумажной ткани, крапивного или льняного полотна) и верхней (меховой малицы, парки, суконного гуся, накидки-лузана, овчинной шубы) плечевой одежды, кожаной и меховой обуви с чулками, рукавиц из меха, головного убора (зимой меховой шапки, летом платка. Широкий стан мужской рубахи собирался на кокетку, воротник стойка или отложной, рукава широкие собирались на манжету, подол сзади кроился длиннее, чем спереди. Носили рубаху на выпуск, нижнесосьвинские и обские манси — подпоясанными. Форма кокетки различалась у разных групп манси.

Считается, что малица — типичная одежда оленеводов Западной Сибири, была заимствована у ненцев вместе с оленеводством; парка в отличие от малицы имеет мансийское происхождение, т.е. связана с таежных охотников на крупных копытных (Федорова 2000: 246–247). Первая представляет собой длинную одежду глухого (без разреза спереди) покроя с капюшоном и рукавицами, пришитыми к концам рукавов; шили ее мехом внутрь, а капюшон, рукавицы и надставку подола делали мехом наружу. Вторая также представляет собой длинную одежду глухого кроя с капюшоном из шкуры с головы оленя (глазные отверстия зашивали вставками цветного сукна, а к ушам крепились суконные кисточки); шили ее мехом наружу из белых оленьих шкур и украшали меховым мозаичным орнаментом. Парку надевали поверх малицы в сильные морозы, она же считалась дорожной одеждой. В отличие от парки, которою шили непременно из оленьих шкур, на малицу могли пойти собачьи, лосиные и овечьи шкуры. Поверх малицы надевали навершицу (маличную рубаху) из сукна или хлопчатобумажной ткани.

Мужская обувь различалась по сезонам и назначению: охотничья обувь няра из дымленных камусов лося с коротким суконным голенищем, летняя высокая ровдужная обувь и зимние высокие меховые кисы из оленьего камуса.

У манси традиционно не носивших головных уборов, встречались заимствованные от коми меховые шапки с длинными ушами. К дополнительным элементам мансийского костюма относятся меховые, суконные и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. В теплое время года мужчины манси носили одежду глухого покроя из сукна или накидку- лузан , для защиты от комаров, — головные платки. Предметом особой гордости мужчин был украшенный костяными или металлическими накладками кожаный пояс с подвешенными к нему ножом в ножнах, точильным камнем и амулетами (медвежьими клыками).

К началу ХХ в. в быт манси уже достаточно прочно вошла покупная одежда из ткани: рубахи, брюки, пиджаки. Мужские матерчатые рубахи и женские платья на кокетке, украшенные аппликативными узорами, являются праздничной одеждой и сохраняются по сей день.

Традиционная прическа и у мужчин, и у женщин северных групп обских угров – две косы, обмотанные полосами сукна или шерстяными шнурами и соединенные между собой; часто используемые «ложные косы» дополнялись затылочным украшением, у женщин в косы вплетались бисерные косники и косоплетки. Под влиянием русского населения мужчины стали стричь волосы, однако традиция ношения кос сохранялось до середины XX в.

Вогул в зимнем костюме. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-3.
Вогулы в летних костюмах. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-5.
Женщина в обычном костюме. Пермский край. Фото И.К. Зеленова, 1908 г. МАЭ No 1628-51.
Семья в национальных нарядах. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А.К. Хандыбиной (Хорпия, Ивдельский р-н Свердловской области).
В летнем и зимнем сахах. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Женщина в суконном сахе. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А.К. Хандыбиной (Хорпия, Ивдельский р-н Свердловской области).
Женщина в нарядном платье. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Соседки. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Закрывание (Анна Кириловна Хандыбина). Хортия (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Обувь из лосиных шкур. Манси, р. Лозьва. Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.

Пища. Традиционная пища манси (см. Федорова 200; Оборотова 2003; Яковлев 2011) – рыба и мясо в сыром, мороженом, вареном, вяленом, копченом, сушеном виде. Из рыбы или мяса птицы варили супы, лакомством считался рыбий жир, а у оленеводов – кровяные колбасы и лепешки из оленьей крови, смешанной с мукой. Под влиянием русских в пищу стали употреблять соленую рыбу. Праздничная трапеза включает свежее оленье мясо и кровь. Растительная пища представлена обилием ягод (брусника, морошка, смородина, клюква, черника, черемуха) и мучными блюдами (хлебом, лепешками, кашей-болтушкой «саламат»). Ни одна обычная или ритуальная трапеза не обходится без чая. В наши дни сохраняются только отдельные элементы традиционной многокомпонентной системы питания и этикета манси. В советское время в привычный набор продуктов охотников, рыбаков и оленеводов вошли покупные сахар, сгущенное молоко, сливочное и растительное масло, хлеб, сушки, крупы, макаронные изделия, конфеты, консервы и пр. Сегодня традиционные мясные и рыбные блюда готовятся в сельских населенных пунктах и деревнях, где еще есть возможность охоты и рыбалки. Угощение традиционными блюдами (например, саламатом ) обязательная часть программ проведения национальных праздников.

У уличной печи. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Сырая печень. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
У самовара. Северный Урал. 1970-е гг. Из семейного альбома А. Анямовой (Ушма, Ивдельский р-н Свердловской области).
Приготовление пищи на уличной печи. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Вяление лосиного мяса. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Обед. Тресколье (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото Е.В. Переваловой, 2011 г.
Варенье из свежей черники. Юрты Пакины (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото А.Е. Курлаева, 2011 г.
Обработка грибов. Юрты Пакины (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото А.Е. Курлаева, 2011 г.
Лосиные головы. Юрты Пома (Ивдельский р-н Свердловской области). Фото А.Е. Курлаева, 2011 г.