Вернуться
  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Дьяченко В.И.

Энцы. Семья, воспитание и образование


Традиционное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев базировалось на родстве и территориальных связях. В производственной жизни большую роль играли большие семейные коллективы, которые совместно занимались добычей дикого северного оленя и выпасом домашних оленей. Главной характеристикой этих объединений было отчетливое половозрастное разделение труда. Во время массовой загонной охоты и при поколках диких оленей на водных переправах коллективом из 25–30 человек треть мужчин занималась непосредственно промыслом; старики и подростки охотились на раненых и отдельных оленей, а женщины разделывали добычу и заготавливали мясо впрок. Подобным образом в сфере разделения труда была организована жизнь и в оленеводческом стойбище.

Семья в энецком обществе строилась на основе половозрастного разделения труда. Главенствующую роль в обществе играли мужчины, которые обеспечивали достаток семьи. Женщины были ответственными за установку чума на стоянках во время перекочевок и его обустройство, на них лежали обязанности за изготовление промысловой, праздничной и детской одежды, приготовление пищи, воспитание детей.

Из-за высокой детской смертности семьи у энцев были численно небольшими, но встречались и такие, в которых было 6-7 и более детей. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью или обстоятельствами, при которых он родился. В юности прозвище обычно менялось на имя умершего деда или прадеда. Отношение к детям было, как и у всех народов Севера, очень доброжелательным, и любые инициативы к взрослой деятельности словесно поощрялись. С 7-8 лет ребенку поручались несложные обязанности, которые подготавливали его к взрослой жизни.

Зрелым мальчик считался с того времени, когда он начинал самостоятельно охотиться, а девочка считалась взрослой с начала репродуктивного периода. С этого времени они могли вступать в брак. Отношение к старикам определялось относительным снижением их социально значимых функций в сфере производства, но они полностью находились под попечительством семьи и сородичей. Традиция взаимопомощи между родственниками и соседями у энцев, как и у многих народов Севера, заключалась в перераспределении охотничьей и рыболовной добычи в пользу нуждающихся. В энецком обществе существовал высокий уровень тех представлений о «должном», которые члены коллектива претворяли в действительность согласно традиционным обычаям. Так, осуждались воровство, неуважение к старшим, гостю, в отношении природы, которая считалась дарительницей всего необходимого человеку.

В настоящее время образованием в тундровых поселках занимаются 5 школ: три средних в пос. Караул, Носок и Усть-Порт; одна неполная средняя школа (пос. Воронцово); одна начальная школа (пос. Байкаловск). Дополнительное образование предоставляет детская школа искусств и детско-юношеская спортивная школа. В школах и интернатах преподается родной язык, а также ведутся курсы «Уроки предков». В 7-х классах преподается курс «Основы культуры малочисленных народностей Таймыра». Введение предметов этнокультурной направленности нацелено на сохранение и развитие культуры, языков и традиций народов, населяющих Таймыр.

Осенью 2008 г. в поселке Тухард сельского поселения Караул состоялось торжественное открытие первой на Таймыре кочевой школы. На церемонии открытия в подарок школе были переданы: спутниковый телефон, снегоход «Буран», теплый костюм для учительницы, а детям – мягкие игрушки, развивающие игры, карандаши и альбомы для рисования. Школа оснащена ноутбуками с обучающими программами. Кочевая школа состоит из двух балков: один – для занятий, в другом живут педагоги. Оба помещения оборудованы обогревателями, работающими от генератора, а в передвижном классе установлена необходимая мебель. Школа проводит образовательную работу по государственной программе.

С 2011 г. на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в трех сельских образовательных организациях реализуется проект «Языковое гнездо». Принцип деятельности «Языковых гнезд» – раннее и полное погружение в языковую среду, когда все общение происходит на родном языке. Язык для маленьких детей становится привычным, он используется в бытовых ситуациях, в личном общении с воспитателем и другими детьми. Этот язык дети используют дома, стимулируя родителей изучать его.

Первая дошкольная группа, с воспитанниками которой было организовано погружение в родной (энецкий) язык, была открыта в поселке Потапово. Позже к проекту присоединились поселки Усть-Авам и Волочанка (долганский и нганасанский языки). Образовательные организации, на базе которых организованы «Языковые гнезда», были включены в реализацию российско-финляндского проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании».

Образовательные пространства детских садов, в которых организованы «Языковые гнезда», оформлены в этническом стиле. В группах имеются национальные костюмы, макеты традиционного жилища (балок, чум), народные игрушки, музыкальные инструменты, макеты транспортных средств, предметы домашнего обихода, а также методическая литература. Среда, в которой находятся дети, способствует воспитанию у них интереса к изучению истории культуры, обычаев, традиций, а главное, языка родного народа.

 


Энка с грудным ребенком в люльке. Р. Гольчиха. Фото МАЭ. (Вербов Г.Д. 1938).
Дети в тундре.
Энец работает ножом по дереву. Фото МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Энец обрабатывает дерево для полоза нарты. Фото. МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Плетение аркана для поимки оленей. Р. Гольчиха. Фото МАЭ. (Вербов Г.Д. 1938).
Энка скоблит шкуру. Фото МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Энецкая семья у чума. Фото МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Энка за шитьем. Фото МАЭ (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Энка обрабатывает шкуру. Фото МАЭ.(Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Семья энца Силкина. Фото МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Кабинет энецкого языка в школе пос. Потапово.
Энецкая женская праздничная парка (вид спереди). Фото МАЭ.
Энецкая женская праздничная парка (вид сзади). Фото МАЭ.

[1] Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. Муниципальное образование «Сельское поселение Караул. Экономика» https://taimyr24.ru/MO/Karaul/Svedenia/ (дата обращения: 27.07.2022).