Вернуться

Силкин, Иван Иванович


Силкин Иван Иванович (1959–2013) – самобытный энецкий художник.

И.И. Силкин родился в поселке Потапово в большой дружной семье потомственных оленеводов. У Ивана с детства возникло увлечение рисованием, а в школе он всегда занимал первые места по этому предмету. Он никогда не мыслил себя без родных тундровых просторов и всегда проводил каникулы в лесотундре, среди оленей. Тяга к этим животным, к таймырской природе не дала ему доучиться вовремя. Будучи уже взрослым опытным оленеводом, Иван заочно окончил вечернюю школу.

Отец пятерых детей, он был отличным семьянином, а его жизнь всегда была окружена «дыханием тундры». Художник словно дышал ею, используя всевозможные средства и материалы для создания своих картин. Это цветные карандаши и фломастеры, шариковые и гелевые ручки, гуашь, акварель и масло. Он рисовал везде и на всем, но любимой его темой оставались олени. В его работах не только талантливо изображены все движения и повадки этого северного животного, но получались «чистые олени», по-энецки – каха тиа – олени, посвященные солнцу и месяцу. Несмотря на то что Силкин не имел специального художественного образования, его природный дар нес свой почерк, помогая ему свободно мыслить и творить. Талант у мастера был действительно от природы, а вдохновение ему давала таймырская земля.

В 1970-е годы ему предлагали поехать в Красноярск, в художественное училище имени В.И. Сурикова, однако травма ноги, полученная во время охоты, помешала этому. Иван остался инвалидом и за пределы Таймыра никогда не выезжал. Чем бы ни занимался Иван, он всегда находил время для рисования, талантом к которому его наградила природа. Олени – умные, красивые и выносливые животные, без которых жизнь в тундре невозможна, присутствуют почти в каждом его рисунке.

Рисунки Силкина радостны: пейзажи тундры почти всегда освещены ярким, поднимающимся из-за сопок солнцем, белоснежные облака на синем небе напоминают диковинных животных. Если на рисунке изображено стойбище, то из печных труб балков и чумов обязательно поднимаются столбы дыма: в стойбище бурлит жизнь. Люди топят печи, готовят пищу в ожидании уехавших с утра на промысел мужчин. О своей привязанности к тундре, к ее бескрайним необозримым просторам художник говорил не раз, но сильнее слов это показывают его рисунки. Фильм «Вернисаж оленевода» хорошо представляет нам скромного и немногословного, как и многие северяне, человека, каким был художник.