Вернуться
  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Дьяченко В.И.

 

Энцы. Материальная культура

 

Главное место в пищевом рационе энецких семей занимало мясо. Причем до начала XX в. в пищу употребляли преимущественно мясо дикого оленя и очень редко мясо домашнего. Оленину ели в вареном, сушеном, вяленом виде, но, как свидетельствуют исследователи XIX в., «всегда и всему предпочитали сырое мясо и теплую кровь только что убитого оленя» (Иславин 1847: 34). Сердце, почки, печень, легкие, мозг и язык тут же съедали. Кровь, налитая в олений желудок или мочевой пузырь, была хорошим противоцинготным средством. Вымя убитой оленихи также ели в сыром виде, предварительно высосав из него молоко. Весьма лакомым продуктом считался жир, снятый около глаз оленя; его накапливали в оленьих желудках. Летом жир от времени становился прогорклым, что, по мнению охотников, лишь улучшало его вкус. Тундровые энцы часто ели содержимое желудка оленя с целью увеличить количество потребляемой растительной пищи, которая в оленьем желудке находится в полупереваренном виде. В пищу употребляли также вареное мясо, которое готовили в большом котле. В целях экономии топлива его варили только до образования на нем наружной корочки серого цвета, в середине же оно почти всегда оставалось сырым, а зимой даже мерзлым. Мясо и бульон употребляли раздельно. Перед едой мясо вынимали, разрезали на более мелкие кусочки и подавали в деревянной посудине. После того, как оно было съедено, выпивали бульон, который иногда заправляли мукой, но в небольшом количестве. При поколках оленей во время их переправ через реки или при удачной индивидуальной охоте мясо заготавливали впрок. Часть его зарывали в землю, где в условиях вечной мерзлоты оно хранилось как в погребе. Мясо со спины оленя коптили над костром в течение двух-трех дней. Его никогда не солили, так как до появления русских соль в рационе отсутствовала. Мясо, разрезав на длинные ленты, также вялили.

Другим важным продуктом питания являлась рыба. Лесные энцы, имея в основном транспортных оленей, приурочивали свои летне-осенние перекочевки к рекам, богатым рыбой. Ее употребляли в сыром виде, макая кусочки в соленую воду. Также практиковали заготовку рыбы впрок путем вяления рыбы (юколы) (Зуев 1947: 36-37). Еще одним способом заготовки рыбы впрок было приготовление толченой сушеной рыбы. Для этого мелкую рыбу слегка поджаривали и выкладывали в берестяную посудину, которую держали над густым дымом костра. Высохшую и подкопченную рыбу толкли до получения мелкой крошки – муки (порса), которую хранили в мешках из кожи налима. Зимой из рыбьей муки готовили густую похлебку. Свежую рыбу варили сравнительно редко, обычно в одном котле с мясом, а чтобы она не разваривалась, ее клали сверху. Заготовленную летом рыбу закладывали в специально вырытые ямы, к которым приезжали зимой на оленях и забирали частями по мере необходимости (Бытовые рассказы энцев 1962: 120). Зимой одним из любимых кушаний была строганина – мороженая рыба из нельмы, муксуна, чира или гольца.

Из растительной пищи употребляли в основном ягоды – бруснику, голубику, морошку. Никогда не собирали грибы, которые считались пищей оленей. В целом, характеризуя особенности традиционной энецкой пищи, можно говорить о неком балансе, при котором недостаток растительной пищи возмещался сырыми животными продуктами, богатыми витаминами.

Изменения в системе питания у энцев, как и у других народов Севера, связаны с распространением покупных продуктов (хлеба, сахара, чая, масла, молочных продуктов и т. д.), а также новых блюд, особенно русской кухни. Хлеб стал одним из основных продуктов. Традиционные вареное мясо и рыбу едят теперь с хлебом, хотя по-прежнему с малым количеством соли. Зимой мороженое мясо строгали ножом или рубили на куски. Помимо оленины в пищу идет зайчатина и мясо куропаток, а в летний период времени – гусей и уток. Летом энцы в основном питаются рыбой (чир, муксун, нельма) – свежей или слабосоленой. Из рыбы готовят юколу, порсу, которую используют в качестве заправки для супа или смешивают с растопленным рыбьим жиром. Покупают в основном ржаную муку, из которой пекут тонкие лепешки и едят, обмакивая в рыбий жир. Из растительной пищи в рационе энцев присутствует дикий лук, коренья, ягоды. Листья брусники и древесные наросты раньше заваривали и пили, сегодня самым востребованным напитком является чай. В энецких семьях привычными стали варенье, компоты и кисели из ягод. В связи с этим сократилось потребление ряда блюд традиционной кухни, таких как квашеная рыба, сырое мясо и т. д.

Традиционная одежда энцев формировалась под влиянием их основных занятий – домашнего оленеводства и охоты на дикого оленя, которые давали им необходимый материал. Для пошива одежды использовали определенные участки оленьей шкуры с различной фактурой. Центральная часть шла на пошив верхней и нижней одежды; шкура с ног оленя (камус) – на изготовление обуви и рукавиц; из сшитых кусочков кожи с жестким мехом, вырезанных из-под копыт, получались прочные подошвы, а из шкурок с оленьих ушей – детская обувь. Нитки делали из оленьих сухожилий прямо во время шитья. Мастерица клала рядом с собой пучок оленьих сухожилий, откуда по мере надобности отделяла волокна и сучила из них нитки на щеке ладонью. Чтобы волокна не раскручивались, она смачивала их слюной, пропуская между губами.

Зимняя одежда энцев – мужская парка – состояла из двух частей: верхняя глухого покроя до колен, с капюшоном, мехом наружу; нижняя – мехом внутрь, ниже колен. Характерной особенностью покроя было отсутствие продольных боковых швов: на передней стороне вшивали отдельно выкроенный кусок шкуры в виде нагрудника. К рукавам нижней парки пришивали рукавицы из камусов. Их делали с поперечной прорезью на стороне ладоней, чтобы быстрым движением достать и спрятать от холода кисти рук. Подол нижней парки обшивали полосой белого собачьего меха, а длина ее была ниже колен.

Для дальних поездок на оленях в тундру вместо верхней парки надевали сокуй, сшитый из зимних шкур оленя белого цвета мехом наружу. Отличительной особенностью одежды был султан из оленьего хвоста, набитый шерстью и вертикально пришитый на лобную часть капюшона. Верхние меховые штаны шили из оленьей шкуры мехом внутрь, а нижние – из ровдуги (оленьей замши). Мужская зимняя обувь имела цилиндрическую форму, т. к. шилась без подъема. Подошвы шили из крепких шкур, снятых с оленьих лбов. Длина мужских «бакарей» (русское название обуви) была выше колен. К верхнему краю голенища, срезанному наискось, пришивали ровдужные вязки, с помощью которых обувь привязывали к поясу; другую пару вязок пришивали под коленом – их завязывали вокруг ноги. Зимой «бакари» надевали поверх теплых чулок из тонкой оленьей шкуры мехом внутрь. Летнюю обувь, сшитую из ровдуги, носили на босую ногу, а в подошвах делали отверстия, из которых вытекала попавшая внутрь вода (Народы Западной Сибири 2005: 511).

В отличие от мужской глухой одежды, женская двойная парка была распашной, не имела капюшона и спереди завязывалась ровдужными ремешками. К верхней одежде также пришивали камусные рукавицы оби. Под парку надевали комбинезон без рукавов, сшитый из шкуры пыжика (олененка до 6 месяцев) мехом внутрь, с вырезами на груди и спине. Спереди его украшали медными серповидными пластинками, а с боков на бедрах – медными трубками, кольцами, цепочками и т. д. К комбинезону пришивали игольник, мешочек для огнива и др. Летом женщины носили нижнюю парку на голое тело. Женская обувь была короче, чем мужская. Штанины комбинезона покрывали верхние концы голенищ и туго перевязывались ровдужными ремешками под коленом. Женским головным убором служила двойная шапка-капор из белого пыжика: нижняя – мехом внутрь, верхняя – мехом наружу.

Лесные энцы, проживая в соседстве с лесными ненцами, с середины XIX в. стали носить ненецкую одежду (Долгих 1970: 257). То же случилось и с тундровыми энцами: в связи с развитием в низовьях Енисея крупностадного оленеводства часть тундровых энцев также восприняла ненецкий костюм, который был более приспособлен для ведения нового типа хозяйства.

Нательная одежда (короткие меховые штаны у мужчин и ровдужные комбинезоны у женщин) еще в начале XX в. стали выходить из употребления. Им на смену пришли русские рубахи и брюки темных цветов. Среди лесных энцев покупная одежда, обувь и головные уборы появились раньше, чем у тундровых групп. В летнее время (особенно на рыболовном промысле) мужчины стали носить штаны и рубахи из магазина, а из обуви среди рыбаков широкое распространение получили мягкие кожаные сапоги-бродни, которые в настоящее время повсеместно вытеснены резиновой обувью.

Традиционным типом жилища у энцев был конический чум (мэ). Во время перекочевок, в местах стоянок чум ставили прямо на землю: зимой ее очищали от снега; летом площадку под чум очищали от камней и кустов. Его каркас состоял из 25-50 шестов, воткнутых в землю. В чуме было два основных шеста (чиа), которые служили опорой для остальных. Благодаря главным шестам регулировали высоту чума: на конце одного из них делали три отверстия, в которые вставляли верхушку другого шеста. Над очагом крепили два шеста-перекладины: передние их концы привязывались к шестам, образующим вход, а задние – к шесту за очагом. Перекладины располагались на высоте человеческого роста; они служили для подвешивания котлов и чайников и просушки мужской одежды и обуви. На случай сильного ветра у энцев всегда была наготове специальная подпорка, которая ставилась внутри чума.

Каркас из шестов накрывали покрышками из разного материала – в зависимости от сезона. Зимние нюки (покрышки) в форме трапеции шили сухожильными нитками из оленьих шкур с густым ворсом. Летом для покрытия чума требовалось 4 нюка (по два с каждой стороны от входа), а зимой – 8 (по четыре двойных покрышки: шерстью внутрь и шерстью наружу). В тундровой зоне летними нюками служили старые вытершиеся зимние покрышки из оленьих шкур, а в полосе лесотундры пользовались берестяными покрышками (Бытовые рассказы энцев 1962: 107-108). Для их изготовления, чтобы береста была прочной и эластичной, ее вываривали около суток в рыбном отваре. После этого берестяные заготовки сшивали в три слоя по форме меховых нюков. Покрышки поднимали наверх шестового каркаса специальными палками и привязывали к шестам. В верхней части оставляли отверстие для выхода дыма, на которое набрасывали специальный маленький нюк. В настоящее время летними покрышками обычно служат куски брезента.

Установкой чума всегда занимались женщины. Для этого они на подготовленном месте раскладывали все предметы внутренней обстановки. Костер размещали в центре под дымовым отверстием, что обеспечивало лучшую вытяжку дыма. Со второй половины XX в. за костром начали устанавливать железную печь, трубу от которой выводили в дымовое отверстие. Если от входа к дальней стенке мысленно провести разделительную полосу, то в центре будет находиться очаг. Пространство слева и справа от этой линии («вход – очаг – дальняя стенка») было жилой частью чума. В таежной полосе пол покрывали настилом из жердей с ветками, которые сверху накрывали оленьими шкурами-постелями (паэ) или сухой травой (Бытовые рассказы энцев 1962: 19). Место около входа предназначалось для дров; пространство напротив входа было священным: здесь находились культовые изображения и ценные предметы домашнего обихода; во время камлания здесь сидел шаман. Если в чуме жила одна семья и она занимала левую половину жилища, то гости размещались в правой. Когда обе половины чума занимали две семьи, то у каждой из них, как и у отдельного человека, было строго определенное место, к которому проходили по умозрительной полосе, разделяющей чум надвое. Ближние от входа места занимали незамужние девушки, рядом находились места хозяйки чума и ребенка в колыбели. Здесь в мешках хранились легкая одежда, рукоделие и орудия труда женщины. Далее располагалось место мужа. За главой семьи следовали места подросших детей. Дальнюю от входа половину занимали неженатые парни или престарелые родители (Народы Западной Сибири 2005: 507). Единственным предметом обстановки в чуме был маленький столик для еды, возле которого во время еды сидели на полу, на шкурах.

Вплоть до середины XX в. чум оставался незаменимым жилищем энцев, особенно летом, хорошо защищая от гнуса и жары. Зимой часть охотников уходила в тундру на промысел, и оленеводы переходили жить в балки («нартенные чумы»), которые представляли собой легкие деревянные каркасные домики на полозьях, покрытые оленьими шкурами. Первые балки распространились еще до революции среди долган, у которых в 1930-х гг. их заимствовали ненцы и энцы. В настоящее время большинство энцев живут в поселках, в стандартных домах. Оленеводы, которые делают перекочевки с животными по тухардской, носковской, мунгуйской и другим тундрам, проживают в балках, ставших для них, как и для других кочевников Таймыра, самым удобным мобильным жилищем. Поселковые энцы в настоящее время живут, в основном, в одноэтажных деревянных домах на две квартиры.

Для передвижения по тундре энцы используют традиционный олений транспорт, а на открытой воде – лодку. Оленей запрягают в ездовую нарту, а передовым оленем, которым управляют, сидя на нарте, служит левый. Зимой в легковую нарту запрягают 4–5 оленей, а летом 6–7 животных. Управляют упряжкой с помощью вожжи и хорея – длинного шеста с костяным наконечником, который седок держит в левой руке. Способ запряжки – «веером»: энцы всегда садятся на нарту слева. Когда нужно преодолеть реку вброд, оленевод встает на нарты и управляет упряжкой стоя.

Перекочевки, осмотр охотничьих ловушек и охрана оленьих стад совершают на легковых нартах – узких длинных санях, предназначенных для езды на упряжках собаках или оленях – с дощатой спинкой. Лесные энцы привязывают спереди нарты деревянную дугу (баран). Она защищает человека во время езды через кустарниковые заросли летом. К заднику и бортам зимней женской нарты крепится меховой полог из оленьих шкур мехом внутрь, который защищает от ветра и холода зимой. Мужскую зимнюю ездовую нарту обязательно покрывают оленьей шкурой, которая служит мешком для ног.

Для перекочевки с имуществом на сотни километров на север и обратно используют грузовые нарты разного предназначения: для перевозки продуктов питания, утвари, одеял, топлива, охотничьего снаряжения, постелей (оленьих шкур), одежды, шестов для чума и покрышек для жилища. Кроме того, у оленеводов до недавнего времени существовали так называемые «поганая» и «священная» нарты. На первой перевозили доски для пола в чуме, различные подстилки и женскую обувь. «Священная нарта» была в каждой энецкой семье; на ней хранили и перевозили шаманские принадлежности (костюм, бубен, деревянные изображения духов и т. д.).

Летом и осенью во время охоты на водоплавающую дичь, а также для проверки рыболовных сетей и охоты на реках, добывая диких оленей во время переправ, энцы использовали лодки-долбленки с наставными бортами (оддо)(ИЭАС 1961: 108) длиной 3–3,5 м. Кроме долбленок, у энцев бытовали русские дощатые лодки-ветки, сшитые из трех досок.

В настоящее время в оленеводческих бригадах и частных хозяйствах оленный транспорт сохранил свою ведущую роль, хотя редкое хозяйство обходится без «Бурана» или снегохода иностранной марки. А деревянные лодки ушли в прошлое, уступив свое место металлическим моторным лодкам.

 

 

Энец, рядом сохнет обувь, надетая на колья. Фото МАЭ. И 1210-42 (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Девушки-энки. Фото МАЭ. И 1210-17 (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Две энки – в ровдужном комбинезоне (слева) и в парке (справа). Фото МАЭ. И 1162-168 (Вербов Г.Д. 1938).
Оленевод в сокуе
Энец в лодке-долбленке. Фото МАЭ. И 1210-31 (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Энцы в лодке во время неводьбы. Фото МАЭ. И 1210-39 (Прокофьев Г.Н. 1936-37).