Вернуться
  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Дьяченко В.И.

Энцы. Общие сведения


В Красноярском крае проживает один из самых малочисленных народов Севера – энцы. В дореволюционной литературе всех энцев называли енисейскими самоедами. В 1930-е годы лингвист и этнограф Г.Н. Прокофьев ввел в научный оборот этноним «энцы». Он является производным от энецкого энэтэ/эннэчэ – «человек, мужчина».

Энцы кочевали в зонах тундры и лесотундры, поэтому делились на две группы: тундровые и лесные. Обе группы различались по языковым особенностям и чертам традиционной культуры.

Общая численность энцев, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 203 чел. (102 муж. и 101 жен.).

Тундровые энцы (самоназвание – сомату). Лесные энцы именовали их маду, ненцы – мадо, русские – хантайскими самоедами (по названию Хантайского зимовья, в которое сомату вносили ясак в дореволюционное время). Летом они с домашними оленями передвигались по тундре между Енисеем и р. Пур, а зимой откочевывали со стадами южнее, в район реки Малая Хета и озера Пясино.

Лесные энцы (самоназвание – пя бай). Тундровые энцы-оленеводы называли их пэ-бай (лесные бай) или по названиям главных родовых групп: муггади, ючи, бай; ненцы – монгканди и бай; русские именовали карасинскими самоедами (по названию ясачного Карасинского зимовья). Они постоянно кочевали в лесной зоне южнее современной Дудинки.

Этническая территория энцев исторически граничила на западе с ненцами (кочевья обдорских самоедов); на юге – с лесными ненцами (казымские самоеды), селькупами (туруханские самоеды или остяко-самоеды) и кетами; на востоке – с эвенками (тунгусами); на северо-востоке – с нганасанами (пясидская самоядь). Столь многочисленное окружение оказывало на энцев сильное этнокультурное влияние, побуждая их вступать в семейно-родственные отношения, что в будущем сказалось на численности энецкого населения.

Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи, куда входят также ненецкий, нганасанский, селькупский языки. Он содержит в себе два диалекта: тундровый и лесной, которые радикально отличаются друг от друга по языковой структуре, из-за чего взаимопонимание между их носителями затруднено. Иногда лесные и тундровые энцы даже не относят себя к одной национальности. Тундровые считают лесных энцев ненцами, которые, в свою очередь, относят тундровых к нганасанам.

Большая часть энцев многоязычны, хорошо владеют русским и ненецким языками. Многие понимают речь эвенков, нганасан, долган. Часть представителей народа перешла на ненецкий язык, некоторые из представителей тундровых энцев – на нганасанский. Сегодня энецкий язык используется в основном в быту преимущественно старшим поколением. Носителей осталось очень мало.

Энцы – один из самых малочисленных народов Севера. Ясачные документы 1614 г. учли их в количестве 1428 чел., 1640 – 940 чел., 1681 – 892 чел. Уменьшение численности энцев в течение ХVII в. связывается с эпидемией оспы 1630–1631 гг., после которой полностью исчезли некоторые энецкие роды, а также с событиями этнической истории конца ХVII – первой половины ХVIII в., происходившими на территории Енисейского Севера. Численность энцев по официальным переписям показывает следующую динамику: в переписи 1897 г. они были учтены вместе с нганасанами («енисейские самоеды и тавгийцы») в количестве 1326 чел., современное уточнение материалов переписи устанавливает численность энцев на 1897 г. – 488 чел., 1926 г. – 482 чел. В статистике 1959, 1971, 1979 гг. энцы не учитывались, т. к. эта национальность при проведении всесоюзных переписей в списках отсутствовала. В местах совместного проживания их записывали то ненцами, то нганасанами.

Перепись населения 1989 г. зафиксировала 209 человек, назвавших себя энцами. Только очень немногие энцы (главным образом из числа интеллигенции) называли себя этим этнонимом. Большинство же его не знало, и на вопрос о национальности жители указывали свою родовую или племенную принадлежность (Васильев, Туголуков, 1960: 140).

По материалам Всероссийской переписи населения 2002 г. численность энцев составляла 237 человек. На протяжении всей этнической истории их численность неизменно снижалась. В 2020 г. энцев насчитывалось 227 человек (по другим данным – 278).

В антропологическом отношении энцы занимают промежуточное положение между нганасанами и ненцами, обнаруживая большую степень сходства то с одним, то с другим народом по различным комбинациям признаков (Народы Западной Сибири 2005: 489).

Административно этническая территория энцев входила в состав Мангазейского уезда Енисейской губернии. В настоящее время и без того немногочисленные тундровые энцы живут в двух местах: на самом севере территории пос. Воронцово, относящегося к поселению Караул, и в окрестностях Тухарда, где они вместе с ненцами кочуют по тухардской тундре со стадами домашних оленей.

Лесные энцы проживают в пос. Потапово Дудинского городского поселения. Часть из них перебралась в тухардскую тундру, где занимается традиционным оленеводством. Кроме того, отдельные представители народа (или их потомки) проживают в городе Дудинка, поселках Усть-Авам, Хантайское озеро и на востоке полуострова.

 

Энец в промысловой одежде. Фото МАЭ. (Вербов Г.Д., 1938)
Энецкая женщина со скребком в руках. Фото МАЭ.
пос. Потапово – http://www.gorod-dudinka.ru/potapovo/o-poselke
пос. Воронцово – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Вид_Воронцово.jpg
пос. Караул - https://vk.com/heartofarctic?z=photo-157777126_457254776%2Falbum-157777126_00%2Frev

 

Фотографии по современности взяты из социальной сети «ВКонтакте. Таймыр – сердце Арктики» – https://vk.com/heartofarctic



[1] Энцы. Носители редчайшего языка. Редкие люди. Моя планета: https://travelask.ru/articles/entsy-nositeli-redchayshego-yazyka-na-zemle (дата обращения - 04.07.2022).

 

[2] Таймырский телеграф // Норильск, 03.08.2020. https://www.ttelegraf.ru/projects/tsifryi-i-faktyi/na-ih-stole-barika-i-shandjusaj-osa/ (дата обращения - 04.07.2022).