Вернуться
  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Дьяченко В.И.

Энцы. Искусство, промыслы и ремесла


Изготовление праздничной одежды и ее украшение являются разновидностью декоративно-прикладного творчества. С незапамятных пор энцы пользовались технологиями выделки шкуры, приготавливая сыромятную и дубленую кожу, а также ровдугу – замшу из шкуры оленя. Женщины шили практичную и надежную одежду, без которой не обойтись на Севере. Передвигаясь по бескрайним просторам тайги и тундры в поисках новых пастбищ и богатых охотничьих угодий, энцы подмечали краски, узоры и переносили их на одежду, предметы домашнего обихода. У энцев развиты такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости. Эстетической основой декоративно-прикладного искусства стала окружающая природа со всем ее богатством. До настоящего времени в элементах отделки праздничной одежды для участия на различных конкурсах и фестивалях используется ровдуга различных оттенков, мех оленя и собаки (чаще белого цвета). Одежда украшается медными серповидными пластинками, а с боков на бедрах – медными трубками, кольцами, цепочками и т. д.

Орнамент, который является составной частью декоративного искусства энцев, очень разнообразен. Наиболее распространенный его вид – узоры, сшитые из кусочков шерсти оленя темного и светлого цвета или из разноцветного сукна.

Для одежды, обуви, головных уборов, частей оленьей упряжи, шаманских атрибутов применялась техника раскраски. Все эти предметы орнаментировали полосками меха/сукна или раскрашенными черной либо красной краской канты. Черную краску изготавливали из графита, красную – из охры, отвара ольховой коры или покупного сурика. Краску разводили на воде, а кистью служил комок оленьей шерсти.

Орнамент на одежде и на других предметах располагали обычно по основным швам или по краям. В орнаменте на изделиях из меха, кожи и тканей можно различить несколько групп узоров: полосы различной ширины, квадраты и прямоугольники, лестничные узоры. Имелись и более сложные по своему строению узоры. Несмотря на то что энецкий орнамент был близок к ненецкому, он включал незнакомые ненцам мотивы. Это вильчатые фигуры, наклонно расположенные кресты, F-видные и П-образные фигуры, а также вертикальные прямые, от которых отходят в ту или другую сторону короткие горизонтальные линии. Еще одна группа узоров состояла из дугообразных мотивов, заимствованных энцами и нганасанами от тунгусов (эвенков) и долган. Большинство их имеет местные названия, в которых нашли свое отражение предметы быта, материальной культуры и системы традиционного мировоззрения. Распространены в энецком орнаменте также мелкие розетки (штампы), серии точек. Орнаментом покрывали меховую одежду, сумы, изделия из ровдуги и мелкие предметы из кости и металла (ИЭАС 1961: 369). Несколько обособленное положение занимали узоры, украшавшие изделия из ровдуги. Их наносили черной и красной краской, а иногда вшивали, делая контур жгутиком из белого оленьего волоса. Основным мотивом здесь являлась прямая линия или обычно удвоенная либо утроенная полоска, от которой вверх или вниз отходили короткие вертикальные линии или полоски черного и красного цвета (Народы Западной Сибири 2005: 544).

В настоящее время традиционные элементы декоративно-прикладного искусства энцев играют роль маркеров при реконструкции этого пласта культуры: отличительные черты визуального облика народа практически утрачены и несут в себе скорее символическое значение, выступая в качестве национального своеобразия в ситуациях позиционирования с другими народами, например, во время проведения межнациональных праздников. В поселке Потапово приверженность к традициям связана с деятельностью активных представителей энцев, старающихся помочь детям освоить знания и привить навыки к национальным ремеслам через школьные кружки. Отчасти сохранение культуры энцев затруднено из-за их давних тесных контактов с соседями – ненцами и нганасанами, их активного влияния. Грань между многими элементами декоративно-прикладного искусства этих народов провести довольно сложно, поскольку энцы всегда охотно воспринимали их у других этносов (Новые перспективы 2020: 63, 79).

В тундровой зоне, в Носковской средней школе, с 2001 г. действует статус опорной школы по внедрению предметов «национально-регионального компонента». Здесь работает экспериментальная площадка по производственному обучению учащихся. В программу курса включены теоретические и практические занятия по вышивке бисером, технологиям обработки и выделки шкур, подготовке материалов для меховой мозаики. Подобные занятия проводятся и в других школах поселения.

 

 

Женщины в праздничной одежде в День оленевода (Тухард)
Орнамент на мозаике из меха (ИЭАС 1961: 385).