Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Миссонова Людмила Ивановна
ведущий научный сотрудник (к.и.н.) Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН

Уильта. Материальная культура

 

Хозяйственно-культурный тип уильта, а значит, и материальная культура имеет многокомпонентный характер, близкий к тунгусскому. Выбор национальной пищи, жилища, средств передвижения, костюма был подчинен   кочевому образу жизни.  Главными жизненно необходимыми промыслами стали охота на дикого зверя (включая дикого оленя сиро ) и птицу, рыболовство, морской зверобойный промысел, добыча морепродуктов (включая морскую капусту), собирательство съедобных растений, ягод. Оленеводство, прежде всего, развивалось с целью создания возможности мобильного передвижения при перекочевках и во время охоты, то есть носило транспортный характер.

Одомашненных оленей использовали в качестве вьючных, верховых, а также запряжных в нарты в зимний период времени года. В теплое время года в южной группе уильта также использовали для передвижения вдоль рек упряжки собак, которые бежали по песчаному берегу и тащили за собой лодки с грузом.  

Верховые седла различались: мужские, женские и детские. Изготавливали  специальные седла для надежной перевозки грудных детей в походной колыбели. На вьючных седлах груз перевозили в переметных сумах, сделанных из бересты и обшитых оленьей шкурой.

Оленьи нарты в северной группе уильта имели особую форму: на широких полозьях трехгранного сечения копылья устанавливались так, чтобы верхняя площадь была значительно уже нижней. На ездовые нарты нучи оксо наездник садился верхом, поставив ноги на полозья. Существовали также грузовые нарты даи оксо , отличавшиеся бόльшим размером. Южные уильта применяли также ручные нарты амурского типа оксо (более узкие, с двусторонне загнутыми полозьями и прямыми копыльями), в которые припрягали одну-две  собаки. Широко использовались лыжи, аналогичные распространенным у амурских народов, двух типов (по определению Ю.А. Сема и Л.И. Сем): голицы - каяма и широкие, подбитые снизу камусом или нерпичьей шкурой – мултэ, сунгилта.  

Средством передвижения по воде служили лодки-долбленки угда , которые уильта изготовляли из тополя. Кроме лодок, произведенных своими умельцами, также использовались в быту лодки, приобретенные у нивхов. (Сем и др., 2011; Тунгусо-маньчжурские народы.., 2022).

Традиционно в XIX – первой половине XX вв. уильта жили в небольших селениях (или стойбищах). Существовало несколько видов летнего и зимнего жилища. Распространенное летнее жилище – шалаш каура - имело двускатную форму с наклонными торцами, следующей структуры: две бревенчатые треноги ставили на расстоянии нескольких метров, наверху горизонтально располагалась перекладина, конек, наклонные жерди от конька до земли составляли каркас стен, который покрывали корой деревьев. В качестве материала использовались деревья хвойных пород, самым распространенным в местах кочевий уильта можно назвать лиственницу. Вокруг жилища располагали амбары на сваях, лабазы, вешала, помосты также на сваях.

Зимним традиционным жилищем являлся конический чум аундау . В основе конструкции чума была довольно массивная бревенчатая тренога, со связанными верхушками. По диаметру (до 6 м) на треногу крепились более тонкие жерди и стволы. Сверху чум защищали покрышки из шкуры/кожи оленя, нерпы, рыбы, а также из бересты. В центре располагался очаг. Кочевали и жили по берегам рек. На зимний период старались откочевывать с оленями в верховья горных незамерзающих рек (что и пытаются продолжать современные немногочисленные оленеводы северной группы уильта). При перекочевках перевозили по возможности верхние части аундау, оставляя деревянные детали конструкции на местах обычных ежегодных стоянок в лесной зоне. В качестве «пола» выкладывали довольно большой слой веток лиственницы. И в северной, и в южной группах уильтинского общества зимой также использовали широко распространенные у амурских народов четырехугольные каркасные домики с двускатной крышей, покрытой берестой. Во время отхода на охотничий промысел также использовались деревянные охотничьи домики. В первой половине XX в. традиционным жилищем стала палатка с железной печкой, а с началом введения в жизнь колхозного/совхозного хозяйства срубные дома кори прочно вошли в жизнь уильта. Как в аундау, так и в палатке особо выделялось женское место (место хозяйки) для приготовления пищи и рукоделия – кēлтами.

В рацион питания уильта непременно входили блюда из рыбы, морепродуктов (в т.ч. морской капусты – ламинарии и фукуса), дичи (чаще всего, утки, глухаря, рябчика), растений (в т.ч. клубней, корней, стволов, зелени), ягод (брусники, клюквы, рябины, шиповника, шикши, голубики, черники, морошки, дикой красной смородины и др.). Промысел сезонной рыбы практиковался круглый год. Самыми распространенными видами рыбы для заготовки были кета, горбуша, кижуч, сима, кумжа, нерка, корюшка. Также широко потребляли красноперку, чебак, калугу, гольца, таймень, бычков, навагу, камбалу и мн. др.

Уильтинские женщины готовили более десятка видов юколы из лососевых. Длинным и узким ножом нарезали необходимые части рыбы для разных видов юколы.  Костяк рыбы с головой сушили для кормления собак.  Кроме того, готовили рыбную муку, разминая мякоть рыбы и высушивая на солнце. Заготовленную юколу увозили вверх по рекам на лодках в зимние лабазы. В среднем семья заготавливала от 100 кг. юколы и более, не считая мороженной строганины и потребления свежей рыбы.

Для хранения лососевых вид рыб применяли вяление (основной вид), заморозку (для недолгого хранения оставляли пойманную рыбу прямо на улице возле жилища), позднее при соприкосновении с русской культурой – соление и копчение (предпочтительно холодное). Большим деликатесом считалась тала из сырой рыбы (с растительными приправами, солью, позднее - с черным перцем). Икру лососевых рыб для хранения обычно сушили, используя впоследствии для быстрого приготовления питательных супов в условиях кочевья, охоты и т.д. Потребляли в пищу и заготавливали мясо и жир нерпы. Любимым лакомством было и остается по сей день оленье мясо и молоко, а также масло, производимое из оленьего молока (имеющего большой процент жирности и ярко выраженный сладко-сливочный вкус). Домашнего оленя забивали только в крайнем случае, охотились на дикого оленя. Потребляли свежую оленью кровь, костный мозг, печень, сердце и т.п.  Мясо оленя также искусно сушили для долгого хранения. Мясо медведя употреблялось главным образом в ритуальных блюдах при соблюдении определенных правил во время проведения медвежьего праздника. Со времени установления торгово-обменных отношений с маньчжурами и японцами (на ежегодных ярмарках) прочно вошел в потребление (сначала – праздничное) вареный рис. С давних времен использовалась мука для приготовления лепешек на костре (имелись ручные мельницы, характерные для народов Амура и Уссури, для перемалывания зерен пшеницы и др. злаковых). (Сем и др., 2011; Смоляк, 1965; Миссонова, 2006).

Уильтинский национальный костюм сопоставим с традициями народов Нижнего Амура, однако есть отличия, характерные и необходимые для осуществления кочевого образа жизни и передвижения на олене. (Сем и др., 2011; Смоляк, 1965; Тунгусо-маньчжурские народы.., 2022). Для изготовления одежды использовали кожу/шкуры оленя, нерпы, рыб, меха соболя, белки, зайца и др. добытых на охоте зверей. Также на ежегодных ярмарках издавна приобреталась ткань для пошива одежды. Мужчины и женщины носили короткие штаны пэру (соответственно сезону - времени года)  из рыбьей кожи, шкуры или ткани, ноговицы гару с поясом, летний тканевый халат (выше колена у мужчин, ниже колен у женщин) покто с удвоенной по ширине левой полой (восточноазиатского покроя, стан выкраивался как кимоно). Национальный костюм женщин непременно включает в себя платье и нагрудник, передник. Для национального костюма мужчин также характерен передник особой сакральной формы, схожей с элементами тунгусского костюма. Нагрудники и передники (по общетунгусской традиции) использовались в обрядах свадьбы и погребения. Халаты и платья отделывались сакральной вышивкой нитями, по низу подола часто пришивались металлические украшения. Наиболее богатой была вышивка и отделка костюма для праздничных событий (свадебного ритуала, медвежьего праздника, праздника кормления духа воды и т.д.). Праздничный женский костюм (а нередко и повседневный) дополнялся бусами из разноцветных камней и металлическими ожерельями и серьгами, также зачастую с различными полудрагоценными камнями. Зимняя одежда тэтуэ (восточносибирского и восточноазиатского покроя) была подобна тунгусской традиции.  Повседневный зимний костюм уильта включал непременно меховые шубы (праздничные шубы шили из меха и лапок соболя и лисицы), меховые безрукавки, меховые короткие штаны, ноговицы, натазники, также меховую обувь, рукавицы, перчатки (и меховые полуперчатки, необходимые для охотничьего и иного промысла на морозе). Мужскую промысловую зимнюю одежду шили из шкуры/меха нерпы, летнюю – из рыбьей кожи. Зимой под верхней одеждой мужчины носили также нагрудники из оленьей шкуры. Традиционной обувью служили торбаса. Существовали виды различного покроя обуви, высоты и материала, предназначенного для разных промыслов, кочевья, домашнего обихода, праздничного назначения. В общих чертах уильтинская обувь сходна с тунгусской и частично с нивхской. Головные уборы апу использовались разного покроя (капорообразного и шлемообразного). Среди меховых ценились шапки, сшитые из шкур лобовины оленя. Орнаменты на одежде, обуви и рукавицах/перчатках различались. Секреты особого родового (семейного) орнамента передавались поколениями. В уильтинском орнаменте преобладают спиральные, геометрические (чаще – ромбовидные, треугольные, шахматообразные) и растительные элементы.