Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Миссонова Людмила Ивановна
ведущий научный сотрудник (к.и.н.) Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН

Уильта. Семья, воспитание и образование

 

Процессы рождения, воспитания, познания жизни, обучения промыслам и ремеслам, взросления проходили в системе родовых отношений уильта и регулировались нормами внутриродовой и межродовой жизнедеятельности. Материалы архива МАЭ РАН дают такие сведения о родовой системе: «Революция застала ороков на стадии разложения отцовского рода... сохранились...: деление на роды со счетом родства по отцовской линии, родовое имя, экзогамия, элементы коллективного производства, следы классификационной системы родства, и некоторые другие.» (МАЭ. Ф. K-I. Оп. I. № 81. Л. 1025–1026, автор не указан [Липская Н.А.?]). Жизненно необходимая ориентация по родам существовала пока «кочевали», до 1930-х годов. Рожденные в 1920-х – 1930-х годах описывали тот образ жизни по детским воспоминаниям.  Существовало всего восемь (13) родовых объединений: Намиса , Баjауса , Ториса , Гēтта , Сөөктө (перечисленные 5 имели деление на Даjи и Нӯчи, то есть «большой» и «малый»), Синахуду , Муиғэттэ , Туғэсэ . Род Туғэсэ – самый северный ( тувэ – ʽзимаʼ) кочевал на севере Сахалина, полуострове Шмидта. Род вымер, остались «следы» в преданиях. Представителей рода застал Б.А. Васильев в 1928 г., в 1990-е годы не помнили ни одного предка из этого рода.

Из-за дефицита брачных партнеров бывали случаи, когда насильно выдавали замуж за нелюбимого человека; живя в браке люди привыкали друг к другу и жили всю жизнь вместе. Считались детьми мальчики в возрасте до 16 лет, девочки – до 13-14. Мальчик «нари отти» (стал мужчиной), когда мог во всем помогать отцу. У девочки «близилась взрослая стадия», когда она во всем умела помочь матери. С 16 лет мужчина мог жениться. Дети из разных родов обычно знакомились на «медвежьем празднике». В начале ХХ в. такие праздники часто проводились совместно с нивхами. О будущей женитьбе детей родители договаривались заранее. Были случаи заключения браков и по сильной взаимной любви. При женитьбе в оленеводческом обществе в первую очередь учитывалось наличие оленей, нередки случаи женитьбы между двоюродными братом и сестрой, дабы «не пришлось делить оленей». Наибольшее количество оленей было в двух северных родах – Намиса и Дājи Баjауса. Крупным считалось семейное стадо оленей, насчитывающее 50 голов.

Пастьба, кастрация, уход за оленями во время отела считались исключительно мужским делом. Обряд табуирования оленя имел целью в первую очередь благополучие стада. Для верховой езды существовали мужские и женские седла; мужчины пользовались низким посохом, а женщины – высоким с крюком на верхнем конце. При перекочевках все ехали верхом. Через большие реки переправлялись в лодках, сшитых из ровдуг, натянутых на вырубленные тут же жерди, служившие каркасом. Часто использовали оленя под вьюк, зимой в нартяной упряжке. О нартяной упряжке для перевозки грузов упоминается в XVII в.

По этикету уильта, было принято непременно ласковое и почтительное обращение мужа к жене и жены к мужу – эдэ («друг», «подруга»). Обращение супругов друг к другу не принято было по имени: «отец того-то», «мать того-то». Когда «муж подсаживал жену на оленя, всегда подставлял колено». Это правило этикета сохраняется и в ХХI в. С малолетства приучались к кочевой жизни. С четырех лет детей могли оставлять на время с пожилыми членами семьи (бабушкой...) для оседлой жизни (рыболовства, рукоделия). Женщины часто ходили на охоту наравне с мужчинами, привязывали важенок, оленят (по правилам оленеводческого хозяйства уильта). Женщина всегда участвовала в обсуждении проблем и принятии решений вместе с мужем.

Наиболее предпочтительными для акта заключении браков в период христианизации уильта оказались январь и февраль, очевидно, потому, что инородческое население не перекочевывает в это время, а живет оседло. В различном возрасте супруги (или будущие супруги) принимали решение о православном венчании. Возраст «жениха» находился в диапазоне от 17 до 70 лет, а возраст «невесты» – от 15 до 59 ( Миссонова , 2006).   За период с 1872 по 1921 г., по данным метрических записей, прошли акт крещения 1099 чел. ороченов, тунгусов, негидальцев, айнов, гиляков. Из них в период с 1880 г. по 1908 г. крестились 674 человека, относящихся к «ороченам» (т.е. уильта, в т.ч. 347 муж. и 327 – жен.) (ГИАСО). Христианизация малочисленного народа способствовала процессу его аккультурации, сближая «по вере» с иными общностями.

Последние годы на Сахалине постоянно ставятся вопросы преподавания языков коренных малочисленных народов. Так, по инициативе Министерства образования Сахалинской области в Институте развития образования Сахалинской области им. В.Д. Гуревича (г. Южно-Сахалинск; Л.Ю. Чистякова, Е.В. Сверкунова) в 2022 г. создан новый уильтинский букварь, а в 2023 г. – впервые - картинный словарь уильтинского языка (авторы обоих учебных пособий, изданных в рамках программы «Новый учебник Дальнего Востока»: Е.А. Бибикова, С. Минато, Л.И. Миссонова, А.М. Певнов), в издательстве «Просвещение» (Санкт-Петербург). Важно обратить внимание, что букварь предназначен для изучения уильтинского языка как иностранного, так как нет в XXI столетии детей, говорящих на этом языке с рождения. Статус букваря как учебного пособия даст возможность официального его использования в общеобразовательной системе РФ. До сих пор уильтинский язык изучался только в факультативной форме. В конце XX – первой четверти XXI вв. в разные периоды и в разном сочетании (вместе с национальным рукоделием, изучением элементов обрядового танца, национальной пищи)  уильтинский язык преподавался в школе-интернат в г. Поронайск, в краеведческом музее пгт. Ноглики, в детском саду с. Вал.