Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Миссонова Людмила Ивановна
ведущий научный сотрудник (к.и.н.) Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН

Уильта. Современное культуротворчество

 

В уильтинском сообществе действуют два национальных фольклорных  коллектива: «Национальный фольклорный ансамбль Дорима » ( Дорима - «тропа/тропинка») в с. Вал - в северной группе уильта (руководитель – директор Муниципального бюджетного учреждения культуры клубного типа с. Вал А.Н. Борисова); Народный «Национальный ансамбль Мэнгумэ Илга » ( Мэӈгумэ ирга – «серебряные узоры») в г. Поронайск, где проживают представители южной группы уильта (руководитель ансамбля – О.А. Резник). Оба ансамбля имеют уильтинское название. Хотя оба коллектива межнациональные, что совершенно естественно и закономерно для многоэтничного общества с. Вал и г. Поронайск. 

Ансамбль Дорима – уильтинско-эвенкийский – насчитывает в разные периоды от 13 до 20 человек (от 7-8 лет до 35-45; основной состав – 14-15 лет). Это ансамбль национального танца, хотя последние годы задумываются и  постановки сказок на уильтинском языке. Ансамбль выступает с программой, рассказывающей языком танца обо всех промыслах, традиционных для  оленеводческого кочевья (например, о жизни женщины: от разделки оленя и рыбы – до рукоделия). Выступления проходят в с. Вал, пгт. Ноглики, г. Поронайск, г. Южно-Сахалинск и др.  Параллельно (трижды в месяц) участники ансамбля с большим желанием обучаются покрою, шитью и вышивке национального костюма на мастер-классах мастериц (ныне - старейшин с. Вал) уильтинского рукоделия Любови Конусовой и Ирины Иннокентьевой.

Ансамбль Мэнгумэ Илга начал свою историю с 1979 г.  (в школе-интернате №3 г. Поронайск), состоит из 40 представителей (от 5 до 83 лет), включая 10 старейшин (среди них уильта северной группы Елена Бибикова и уильта южной группы Сирюко Минато) всех коренных малочисленных народов Севера Сахалина – уильта, нивхов, эвенков, нанайцев.  В программах ансамбля используются национальные песни, танцы, игра на национальных музыкальных инструментах (к примеру, уильтинские ритуальные погремушки jōдопу, варган, бубен). Сюжетные композиции постановок сказаний XXI в. охватывают как этническую историю (деяния героев национальных легенд четырех народов, шаманскую практику), так и советскую эпоху (героическое время Великой отечественной войны), ставятся и современные острые социальные вопросы - утраты и проблемы сохранения своих национальных языков и др.

 Процессы глобализации создают условия, при которых мужчины из уильтинско-эвенкийских семей потомственных оленеводов начинают играть новые социальные роли: некоторые с начала XXI в. получают рабочие места в нефтяных компаниях, обеспечивая тем самым своим семьям более высокий социальный статус среди населения поселка. Однако статус оленевода сохраняет свою ценность в памяти поколений как уильтинско-эвенкийских, так и их межэтнического окружения. Поэтому, тема оленеводства ярко представлена в современном прикладном искусстве (например, на ежегодных фестивалях «Сокровища Севера» в Москве), в оформлении изданий фольклорных текстов коренных народов Сахалина и т.п.

В XXI столетии продолжает проводиться праздник Куреи (на уилт.яз. «изгородь, ограда»). Этот праздник широко отмечался в колхозно-совхозный период как праздник оленевода. Его проведение было обусловлено необходимостью подсчета (и отбора, выбраковки) всех видов оленей большого стада, это был итог работы годового выпаса оленей. Оленей загоняли в специально построенную изгородь (куреи) в конце июля – начале августа на морском побережье перед дальнейшей перекочевкой стада на осенне-зимний период в верховья незамерзающих рек. Праздник сопровождался соревнованиями: гонками верхом на оленях, традиционными видами борьбы, играми, трапезой, состоящей из национальных угощений. Ныне общеуильтинский (то есть праздник и северной, и южной групп) оленеводческий праздник проходит в Ногликском районе (где еще сохраняется оленеводство в некоторых семьях), на него съезжается много гостей разных национальностей.

Тема оленеводства в декоративно-прикладном искусстве получила развитие в XX в. и ярко представлена в современном искусстве коренных народов Сахалина.  Оленеводческий кочевой образ жизни, воплотившийся в образе оленя, является кодом исторической памяти поколений малочисленных народов Сахалина (уильта и эвенков). Данный код выступает сегодня как важный маркер. Этот маркер играет роль определения социальной и этнической идентификации.  Современное уильтинское искусство представлено в разных жанрах.  Народные художники используют как традиционную технику исполнения (графический рисунок), так и совершенно новые способы создания художественных произведений (техника использования рыбьей кожи). Изобразительные картины (как отображение кочевого оленеводческого образа жизни) современных народных художников часто служат иллюстрациями публикаций фольклора. Таким образом, оленеводство переходит в разряд изобразительного фольклора. При этом современное искусство (=изобразительный фольклор) раскрывает народное мировоззрение как и в прошлые века.

 Мастерство по художественной обработке рыбьей кожи стремительно развивается в XXI веке. Вероника Осипова - коренной житель Сахалина, представитель уильтинского народа, член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО – создала целое направление по созданию высоко художественных картин, применяя технику аппликации и как бы выявления (прорисовки) сюжетного рисунка тушью на рыбьей коже. Используется кожа дальневосточной рыбы: кеты, наваги, минтая, гольца, камбалы (двух видов), горбуши, симы, кумжи, щуки, красноперки и др. В.В. Осипова с успехом иллюстрирует публикации уильтинского фольклора, пособий по изучению уильтинского языка. Её картины участвуют в различных выставочных залах России (как на Сахалине, так и далеко за пределами острова, к примеру, в Москве на ВДНХ, Государственном историческом музее), уже получили мировое признание на международных выставках в 2019 г. на площадках ООН в Нью-Йорке и в Женеве. Вероника Владимировна даёт мастер-классы на различных фестивалях (в Москве, Южно-Сахалинске, Хабаровске и др. городах России, а также представляла своё мастерство в Венгрии), где представлена культура коренных малочисленных народов Севера, имеет много последователей.

Многие женские промыслы трансформировались и направлены сегодня на изготовление сувенирной продукции, сценического национального костюма.