Вернуться

Камчадалы. Духовная культура

Мировоззрение и картина мира камчадалов основывалась на сочетании христианского вероучения и тех обычаев, обрядов и представлений, которые были усвоены от аборигенного населения. В духовной жизни камчадалов определяющее значение имела Русская Православная церковь с ее комплексом христианских обрядов, охватывающим основные этапы жизненного пути человека и структурирующим годовую и повседневную деятельность коллектива.

В первой половине XVIII века на Камчатке было мало церквей. Во второй половине столетия церквей стало семь, они были во всех основных русских поселениях. В Охотско-Колымском крае к началу ХХ века действовали 4 православные церкви и 8 часовен. Календарные праздники и основные обряды жизненного цикла в основном совпадали с символическим поведением русского сельского населения. Основные хозяйственные работы приурочивались к православным праздникам. Летний день Акулины Гречишницы трансформировался в Акулину-горбушницу – по народным приметам, с этого дня начинался интенсивный ход горбуши. Праздник Кирика и Улиты возвещал о массовом ходе кеты. После Покрова – наиболее почитаемого осеннего праздника – начинали пушную охоту, домашний скот переводили на стойловое содержание (Хаховская, 2003: 193).

Православная церковь в селе Мильково.
Источник: сайт КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» URL: https://kamchatka-museum.ru/category/collection-museum/write_audio_visio/

Приверженность камчадалов христианству ярко проявилась в первые годы советской власти, когда по собственной инициативе они создавали объ­единения православных верующих, содержали за свой счет священника, а часто и самостоятельно проводили основные христианские обряды. Однако, несмотря на свои православные убеждения, камчадалы сохраняли и дохристианские формы религии, как привнесенные русскими переселенцами, так и воспринятые от местных жителей. Это были старинные демонологические верования в привидения (чудинку), в вещие сны и приметы. Как и представители других этносов, камчадалы верили в духов, боялись «шаманских» мест и обходили их. Довольно часто к шаманам обращались за помощью.

В повседневной жизни камчадалы разделяли ряд аборигенных представлений, ритуалов, обычаев и народных знаний. Окружающий мир они представляли населенным особыми духами – хозяевами мест, которым необходимо было делать подношения. Для объяснения некоторых природных явлений использовались элементы этиологических ительменских представлений о вороне Кутхе.

Изображение ворона Кутха. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской

Родным языком камчадалов являлось русское камчатское наречие, которое представляет собой одну из диалектных групп сибирских говоров. Камчадальская речь включала значительное количество себя заимствования из ительменского языка и языков других коренных народов региона. Как отмечают исследователи, русское камчатское наречие – одна из диалектных групп сибирских говоров, она включает в себя около 15% заимствований из ительменского языка. Российский мореплаватель, В. М. Головнин писал о камчадалах: « Они даже много заимствовали и камчатских нравов, и самый русский язык между ними похож на тот выговор, каким камчадалы говорят по-русски ».

В свадебной обрядности камчадалов в досоветское время и первые советские годы проявлялись черты русского православного ритуала. Обычными ее элемен­тами было сватовство, сговор (рукобитье, зарученье), смотрины, венчание в церкви, домашнее торжество, гостевание. Похоронный обряд камчадалов имел черты православного ритуала при со­хранении ряда анимистических представлений. Возле многих камчадальских поселений сохраняются старинные кладбище.

Похороны камчадалки. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, 25 декабря 1973 г.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № КП-33450/39. Собиратель Л. Н. Хаховская

В бытовой обрядности камчадалы в основном придерживались традиций русского крестьянства. Сохранялся старинный новогодний обычай ряжения, который сопровождался колядованием и обходом дворов. Ряженые играли на балалайках, танцевали. Ряженых, как и весь обряд в целом, называли Селюкины. Важным компонентом обрядового поведения камчадалов были гадания, которые обычно проводили на святки. Зимой любимым развлечением и взрослых, и детворы было катание с ледяных горок. В эту пору в селах часто устраивали вечорки – вечеринки с русскими песнями и плясками. Собирались обычно в самой просторной избе, устраивали чаепитие в складчину. В качестве музыкальных инструментов использовали трехструнную балалайку, гитару. Репертуар камчадальских исполнителей состоял из русских хороводных, плясовых, хоровых и лирических сольных песен. Существовал и особый фольклор камчадалов – старинные былины и песни.

Вечеринка в доме камчадалов. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, 1956-1960 гг.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № КП-33450/76. Собиратель Л. Н. Хаховская

Социаль­но-экономические преобразования ХХ века привели к практически полной утрате в среде камчадалов фольклора и особого севернорусского диалекта (говора), которые были вытеснены в пассивный фонд старшего поколения, а впоследствии исчезли из повседневной жизни.

Современное устное народное творчество камчадалов состоит преимущественно из стихов, песен, частушек, посвященных родному краю:

« Коряки, Коряки - село камчадалов.

Раскинулось вольно в долине реки.

Теперь здесь живут сыновья всех народов,

Ты нас породнила - мы все земляки ».

(Н. В. Халоймова, из стихотворения «Мое село вблизи вулканов…»).

Также у камчадалов очень ценится искусство рифмованной шутки, иногда довольно острой, похожей на рискованные русские частушки. В таких шуточных стихах описывают смешные случаи на рыбалке, охоте, где добыча обманывает охотника таким же образом, как это случается в сказках о Кутхе. Мастером такого жанра был известный камчадальский писатель и поэт Г. Г. Поротов (Мурашко, 2010: 234, 235).

Современный этнокультурный облик камчадалов опре­деляют два основных взаимосвязанных процесса: урбанизация населения и об­щая стандартизация его быта. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы, осенний праздник «Алхалалалай». Многие коренные жители Камчатки смешанного этнического происхождения принимают активное участие в возрождаемых праздниках, в том числе в танцевальном марафоне.