Вернуться

Камчадалы. Семья, воспитание и образование

Особенности общественного и семейного уклада камчадалов были обусловлены как этнокультурными, так и социально-экономическими факторами. Социальная структура сельских обществ была достаточно аморфной. Поскольку сохранялось сословно-этническое деление, то во главе каждого сословия (общества) стоял выборный староста или старшина. В обязанности старосты входили обеспечение исполнения повинностей, организация общественных работ, общий надзор за порядком. Должность старосты обычно переходила по наследству. Границы между сословиями не были жесткими.

При этом особое положение сохраняли казаки, так как они представляли власть и получали жалование. В системе поселкового самоуправления важную роль играла иерархия воинских званий казаков. Однако к концу XIX века казачьи команды были значительно сокращены, многие служилые люди отправлены в отставку, и теперь они практически ничем не отличались от остальных сельчан.

Сельское общество состояло из домохозяйств, во главе которых стоял мужчина – глава семьи, собственник жилища, скота и прочего движимого и недвижимого имущества. В конце XIX – начале ХХ вв. преобладающими были малые семьи, состоявшие из супругов и детей. Иногда совместно проживали несколько женатых братьев, взрослые дети с престарелыми родителями. Не были редкостью и женщины – главы домохозяйств, в основном вдовы со взрослыми сыновьями. Домохозяйства обладали большой самостоятельностью в хозяйственной деятельности.

Духовной жизнью общества руководила Православная церковь в лице священнослужителей, как правило, приезжих лиц. Социальная и общественная жизнь селян была пронизана и структурирована деятельностью Русской Православной церкви с ее комплексом христианских обрядов, охватывающим все этапы жизненного пути. Общность религии порождала духовную близость между представителями различных сословий и способствовала активному их смешению. Церковный староста избирался из числа зажиточных и авторитетных членов общества, вне зависимости от их сословно-этнической принадлежности.

Ведущую роль в семейной жизни камчадалов играл ее глава-мужчина. В его компетенции находилось решение основных хозяйственных задач. Он же представлял семью перед административными органами. В то же время положение женщины отнюдь не было приниженным. Многие авторы отмечают большую самостоятельность женщин из казачьей среды, поскольку они, в отсутствии мужей, исполняли и многие мужские обязанности. Женщины могли выполнять многие традиционно мужские хозяйственные работы, умели ездить на собаках и в случае необходимости могли быть даже каюрами.

Для жителей камчадальских селений был характерен коллективизм. Сельчане часть объединялись в рыболовецкие артели, соединяли свои орудия труда. При проведении огородных работ были распространены так называемые помочи – группа камчадалов, в основном молодые люди, по очереди обрабатывали землю и помогали домохозяйствам в посадке и сборе урожая.

Мир детства камчадалов отражает смешанный характер происхождения этнической группы. Дети камчадалов играли вырезанными из картона фигурками лошадей, куклами, связанными из соломы, матерчатыми куклами, набитыми ватой и изображающими мальчиков и девочек. На детские игры значительное влияние оказала русская культура – повсеместно дети играли в городки, футбол, чижик, лапту, прятки. Инвентарь для игр мастерили самостоятельно или с помощью взрослых. Городки, чижики, биты вырезали из дерева, мячи шили из ровдуги, ткани, катали из линялой коровьей шерсти. В середине ХХ в. в ходу также были резиновые мячи фабричного производства. Для игры в бабки использовали кости (бабки) оленя, коровы, лошади. В советское время большое распространение у детей и взрослых получил спорт – волейбол, лыжи, коньки; туристические походы по окрестностям. Этот период характеризуется исчезновением из повседневной жизни детских игрушек самодельного изготовления и народных игр.

Воспитание детей первоначально происходило в семье, в дальнейшем дети, как правило, посещали церковно-приходские и светские школы. Первая школа на Камчатка была основана согласно распоряжению командора В. Беринга. Ее открытие состоялось в 1741 году в Большерецке, участие в открытие принимал участник Второй Камчатской экспедиции, адъюнкт Академии наук Георгий Стеллер.

В 1909 г. окружной врач В. Н. Тюшов открыл первую на Камчатке больницу во вновь построенном одноэтажном деревянном доме. В подчинении Тюшова находился один фельдшер и два санитара. Открытие первой больницы в Петропавловске имело огромное просветительное и оздоровительное значение для населения. С этого времени в городе осуществлялась медицинская помощь, к которой прибегали жители Петропавловска, а также близких и дальних селений полуострова. На северо-восточном побережье Охотского моря в конце XIX в. медицинские работники имелись только в селениях Гижига, Ола и Ямск (Беляева, 1958: 461). Однако деятельность медиков была малоуспешна в связи с невысокой квалификацией, частым отсутствием медикаментов, общей низкой культурой производства и быта. Значительное улучшение медицинского обеспечения и школьного образования началось лишь в советский период.