Вернуться

Камчадалы. Материальная культура

Поселения и жилища . Типы камчадальских поселений были обусловлены природно-климатическими условиями края и спецификой хозяйственных занятий. Селения, в которых проживали камчадалы, обычно располагались на некотором удалении от устьев нерестовых рек, вдоль линии Охотско-Якутского (с XIX века – Охотско-Камчатского) тракта. Они относятся к северным долинным селениям прибрежно-притрактового подтипа. Характерной особенностью расселения было деление поселений на стационарные зимние и летние сезонные.

На Камчатке с конца XVIII века камчадалы строили избы по русскому образцу, с печью, которая топилась по-черному. Жилой зимний дом строился по типу русской двухкамерной избы. Для содержания коров вблизи дома возводили навес. Здесь же содержалась упряжка собак. Лошади содержались на привязи или на вольном выпасе. Русские постройки (избы, амбары) на Камчатке дополнялись свайными постройками ительменского типа – балаганами, хорошо приспособленными для хранения вяленой рыбы, продуктов собирательства. Балаганы представляли собой помосты на сваях, прикрытые двускатными навесами из прутьев и травы. Зимние дома могли также построить в пойме, поближе к реке, чтобы зимой ловить рыбу недалеко от дома. Когда весной прибывала вода, камчадалы перебирались на летнюю рыбалку, расположенную на высоком берегу, где были устроены хозяйственные постройки - свайные балаганы для жилья и сушки рыбы, амбары для хранения продуктов (Мурашко, 2010: 221).

Камчатка. Панорама с. Елизово. Автор: Г. З. Гайдукевич. 1939 г. Учётный номер: ККМ ГИ 27408/140.
Источник: сайт КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» URL: https://kamchatka-museum.ru/category/collection-museum/write_audio_visio/

Дом старосты Паратунского селения Подпругина. 1897 г.
Источник: сайт Archivogram URL: https://archivogram.top/36211742-otkrytoe_pisymo_narty__7/

Балаганы на Камчатке.
Источник: Дивнина Наталья. Камчадалы. Породнившиеся с Камчатской. Презентация. URL: https://kamlib.ru/upload/medialibrary/9b3/kamchadaly.pdf (дата обращения 19.05.2023)

Традиционные камчатские балаганы и вешала для рыбы.
Источник: Логинов Д. П. Большерецкий острог. Петропавловск-Камчатский: Новая Книга, 2012. С. 115.

В 1950-1960-е гг. многие старые камчадальские поселения были закрыты. В тех поселках, которые сохранились, камчадальские дома были перестроены, хозяйственные постройки ликвидированы. В настоящее время в ряде поселков сохраняются камчадальские дома срубного типа. Возобновление строительства свайных балаганов в камчадальских поселках началось в 1990-е гг. Эти постройки стали символом этнической архитектуры, в ряде поселков ими украшают общественные площади.

Старинный срубный дом в пос. Козыревск. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской

Стационарные камчадальские поселения на Охотском побережье застраивали вдоль рек в произвольном порядке, улиц не существовало. Постройки располагались кучевым способом, комплексный сельский двор в регионе не сложился. Некоторые поселения (Ямск, Тауйск, Гижига) время от времени приходилось переносить из-за затопления. Лишь верхняя часть наиболее людной Гижиги (Гижигинска) образовывала двурядное поселение (деревня-улица). Камчадалы также основывали сезонные поселения – заимки, возникавшие в местах добычи рыбы и промысла морского зверя, по соседству с постоянными населенными пунктами.

На первоначальном этапе освоения региона у охотских камчадалов преобладали жилища, характерные для коренных жителей – стационарные деревянные по­стройки, конструктивно близкие якутскому балагану или, реже, коряк­ской полуземлянке. Эти жилища представляли собой наземные кар­касные строения со стенами в виде усеченной пирамиды. В XIX веке состоялся переход к срубному домостроительству, а каркасные по­стройки стали использовать как подсобные помещения, сезонные лет­ние жилища (поварни) и заезжие избушки. Срубные избы возводили из лиственницы. Они были невысокими, небольшого размера (18–20 кв. м), с маленькими окошками. К избе прирубались сени, внутреннее помещение дели­ли перегородкой на кухню и чистую половину. К дому пристраивали дощатые завалинки, наполненные землей. Отапливались жилища чувалом, который состоял из шестка и дере­вянной каминной трубы с глиняной обмазкой. Со второй половины XIX века охотские камчадалы стали настилать полы в избах, строить кирпичные печи, стеклить окна. В качестве летних жилищ также использовались шалаши, ветровые завесы, поварни.

Камчадальская семья на своём подворье. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, 1950-е гг.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № КП-33450/55. Собиратель Л. Н. Хаховская

Внутренний интерьер жилища отражал крестьянскую культуру камчадалов – основной мебелью были столы, стулья, деревянные или железные кровати. В интерьере использовалось много плетеных, вязаных и шитых половиков, ковров, накидок и покрывал).

Камчадал в интерьере своего дома. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, конец 1950-х гг.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № КП-33450/35. Собиратель Л. Н. Хаховская

Реконструкция интерьера камчадальского дома в Камчатской краевой библиотеке. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской

Средства передвижения . Основным способом передвижения являлась езда на собачьих упряжках. Камчадалы Охотского побережья развили собачий транспорт до уровня постоянно действующей системы передвижения. Запряжка собак осуществлялась цугом, что давало возможность использовать большее количество животных (до 12) и увеличить грузоподъемность нарты. Длинная и прочная прямокопыльная нарта позволяла перевозить большой объем грузов и пассажиров и наладить достаточно интенсивное движение вдоль побережья и на континенте. Каюрным извозом занималась практически каждая камчадальская семья, большинство из них имели по одной упряжке ездовых собак, а зажиточные две или три. Одна упряжка (потяг) состояла из 10-12 животных, по хорошей дороге за день она преодолевала примерно 60 км, перевозя до 200 кг груза. Зимний путь устанавливался в конце ноября, после замерзания рек и выпадения снега, и продолжался до мая. Грузы доставляли из Охотска на Камчатку через Армань, Олу, Ямск, Наяхан, Гижигу по тракту вдоль побережья, по которому через каждые 20-40 км стояли заезжие избушки (юрты, или поварни). Караван состоял из 7-9 нарт. Камчадалы также были обязаны исполнять подводную повинность – бесплатно возить почту, казенные грузы, продовольствие для священников и должностных лиц. Многие камчадалы самостоятельно вели мелкую развозную торговлю с кочевыми аборигенами, подряжались на развоз купеческих товаров. Долгое время собачья упряжка была единственным зимним видом транспорта на Крайнем Северо-Востоке.

Упряжка собак на фоне православного храма в г. Петропавловск-Камчатский. Начало ХХ в.
Источник: сайт Library of Congress URL: https://www.loc.gov/photos/?fa=location:kamchatka+krai%7Cpartof:world+digital+library&st=grid

Камчадалы на нарте с собачьей упряжкой. Камчатская обл., Охотский р-н, 1950-е гг.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № 33450/58. Собиратель Л. Н. Хаховская

Камчадал на нарте с собачьей упряжкой. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, 1972 г.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № НВ-14269/11. Собиратель Л. Н. Хаховская

Важным средством передвижения во время промыслов были различного типа лодки – байдары, баты, долбленки, берестяные и дощатые ветки. Для передвижения по реке и рыбной ловли чаще всего использовали два вида долбленных деревянных лодок – длинные с неразведенными бортами, и более короткие, с разведенными бортами, называвшиеся батами (Огрызко, 1973: 62).

Выдалбливали бат из цельного ствола тополя или осины. Готовый бат распаривали, применяя при этом тот же способ, каким в прошлом коренные народы готовили пищу – в лодку заливали воду, рядом разводили костер, раскаляли на нем камни и бросали их в воду. Остывшие камни вынимали деревянной лопатой. По мере того, как распаренное дерево начинало подаваться, внутрь вставляли поперечные распорки, чтобы расширить внутреннее пространство. Каждый раз распорки были все длиннее. Когда достигали нужной ширины, воду сливали и в течении нескольких дней лодку высушивали, не вынимая распорок. По словам Д. Логинова, « Распаренный бат расширялся до предельной возможности, и, просушенный,...был готов к эксплуатации. Изготовляли бат не менее двух лет ».

Изготовление бата в селении Ключи. 1920-1922 гг. Фото Р. Малэса.
Источник: сайт Library of Congress URL: https://www.loc.gov/photos/?fa=location:kamchatka+krai%7Cpartof:world+digital+library&st=grid

Распаривание бата. Начало ХХ в.
Источник: Логинов Д. П. Большерецкий острог. Петропавловск-Камчатский: Новая Книга, 2012. С. 59.

Для сухопутной охоты применялись лыжи двух типов – голицы и подволоки. Последние отличались тем, что их нижняя поверхность покрывалась камусами.

Одежда . Зимнюю одежду камчадалы заимствовали у коренных жителей, поскольку она хорошо соответствовала суровым природно-климатическим условиям и новым хозяйственным занятиям. Мужчины носили корякскую двойную кухлянку с капюшоном и нагрудником и такие же штаны. В XVIII веке были более распространены собачьи кухлянки, тогда как в XIX веке в обиход вошли преимущественное из оленьего меха (Мурашко, 2010: 224). Подол, капюшон и рукава кухлянки оторачивали мехом росомахи, собаки или волка. Осенью и весной носили одинарную кухлянку без капюшона и нагрудника. Поверх кухлянок надевали ровдужную рубаху с капюшоном или камлейку из ткани. Головным убором служил малахай из собачьего меха, а обувью – торбаса из оленьего камуса с меховыми вкладышами. Летний головной убор камчадалов – картуз.

Камчадал в зимней одежде. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, 1980 г.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № НВ-14269/4. Собиратель Л. Н. Хаховская

Повседневной женской одеждой была меховая рубаха корякского происхождения, с капюшоном, сшитая волосом внутрь, с окрашенной в коричневый цвет мездрой. Зимним головным убором камчадалок служил круглый капор из пыжиков, с длинными ушами. Летом на голову повязывали платок. Летом все камчадалы носили одежду европейского типа, которая часто сочеталась с вещами местного происхождения – ровдужными штанами, рубахой, перчатками. Одежда выходного дня не отличалась от гардероба крестьянского населения центральной России.

Жители Большерецка в 1922 году в праздничной одежде. Фото С. Бергмана.
Источник: Логинов Д. П. Большерецкий острог. Петропавловск-Камчатский: Новая Книга, 2012. С. 58.

Производственной летне-осенней обувью рыбаков и охотников были непромокаемые сары и бродни из нерпичьих шкур, привнесенные переселенцами из Якутии (Хаховская, 2003). В качестве одежды на рыбном промысле, как и в повседневной жизни, часто носили ватники, шапки-ушанки, кирзовые и резиновые сапоги.

В 1970-1980 гг., когда начали создавать фольклорные коллективы, сценические костюмы изготавливались по образцам старинной камчадальской праздничной одежды. Традиционным камчадальским гардеробом стали восприниматься косоворотки, картузы, сборчатые юбки, приталенные блузки, а также кухлянки, торбаса и малахаи.

 

Система питания .

Традиционная пища камчадалов была представлена рыбой, жиром и мясом морских животных, олениной. Свежую и замороженную рыбу варили и жарили, из нее пекли пироги. Пироги и котлеты под названием тельное – самое любимое и распространенное блюдо у камчадалов. Их делали с начинками из картофеля, добавляли кусочки мяса и жира морзверя. Делали заимствованную у коренного населения толкушу – вареную рыбу толкли перемешивали с ягодами, жиром и кореньями.

Традиционное камчадальское блюдо – котлеты из рыбы под названием тельное. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской

Традиционное камчадальское блюдо – толкуша. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской

Летом рацион разнообразили солеными и квашеными рыбьими головами, сушеной икрой. Мучные блюда не были широко распространены в досоветский период. Из муки готовили кашу саламат, поджаренную муку добавляли в чай. Печеный хлеб ели редко, в большие праздники. Весной в пищу употребляли мясо перелетных птиц, птичьи яйца. Камчадалы, содержавшие коров, разнообразили стол молочными продуктами. Летом и осенью в пищу шла ягода, дикорастущий лук, сарана; а также собственные картофель и репа. Зимой камчадалы, особенно каюры, потребляли много мороженого и топленого жира морского зверя, коровь­его топленого масла. В дороге обычно питались строганиной из свежезаморожен­ных мальмы и хариусов. Любимым напитком камчадалов во все сезоны был чай.

Исследователь Камчатки, Карл фон Дитмар описал обычай чаевания камчадалов, жителей села Коряки: « К чаю, который мы здесь пили, нам подали самовар и богатый, красивый сервиз. Камчадалы – большие любители чая, а так как эта драгоценная трава не всегда у них бывает, то они более чем охотно присосеживаются к проезжающим, заваривающим свой собственный чай. По прочно установившемуся обычаю, все обитатели острога допускаются в таком случае к угощению ».