Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвенки. Образ жизни и система жизнеобеспечения

 

 

Большинство эвенков были охотниками-оленеводами. Небольшая часть эвенков жили полуоседло и оседло, занималясь, наряду с охотой, скотоводством или земледелием. Продукция охоты, рыбного промысла давала пищу и одежду. Купцы в обмен на шкурки пушных зверей предлагали товары – чай, муку, соль, мануфактуру, посуду.

Охота

Охота на мясных, а с XVII-XVIII веков и на пушных животных занимала ведущее место в жизнеобеспечении большинства эвенков. Охота была занятием мужчин, но в случае необходимости охотились и женщины. Охота на мясных животных была потребительской. Главное место в промысле занимали копытные животные – дикий северный олень, лось (сохатый), изюбрь, косуля, кабарга, на которых охотились круглый год, за исключением периодов размножения. Охотились также на горного барана, кабана, реже – на медведя. Эвенки использовали различные приемы для каждого сезона охоты. Охотясь на лосей, оленей и косуль, строили осенью между реками засеки. В проходах засек устанавливали самострелы.

Самострел на соболя. Британский музей No AS 4483.


В период гона, в августе-сентябре охотились со специальными манками: пичавун на косулю и кабаргу, оревун на изюбра и лося.

Весной выслеживали копытных на солонцах. Осенью на промысле лося использовали собаку. Она удерживала зверя на месте, пока охотник старался незаметно приблизиться на расстояние выстрела. Весной лося промышляли гоном по насту. Летом били у водоемов, куда животные приходили полакомиться водной растительностью. Добывали боровую и водоплавающую дичь. Добычу эвенки по обычаю нимат делили между родственниками и соседями. Шкурки пушных зверей – соболя, белки, лисицы, колонка, зайца, рыси, росомахи, выдры и других были собственностью охотника. Дорого стоили панты (неокостеневшие рога) изюбря, которого добывали для этой цели с середины июня до конца июля.

До прихода русских эвенки не знали огнестрельного оружия, они охотились с луком и стрелами. Холодным оружием эвенков были копье гида и пальма (нож) уткэн на длинных рукоятях.

 
 
Охотники якут и тунгус с пальмами в руках. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. 1930. Иркутский областной краеведческий музей.

Потом в их быт стали проникать кремневые ружья, берданки, винчестеры, тозовки. Пушных зверьков добывали, по примеру русских охотников, ловушками давящего типа. Незаменимый и верный помощник эвенка-охотника на промысле собака – охотничья лайка. Разные собаки были для охоты на крупного и на пушного зверя.

Основным транспортом на охоте в прошлом был только олень, с 1960-70-х гг. стали использовать механизированные средства транспорта. В быту эвенков сохраняются проверенные тысячелетиями предметы охотничье-оленеводческой культуры. Например, посох тыявун. На верхнем конце посоха сделано подобие ручки, на нижнем имеется развилка. Посох многофункционален, используется для посадки в седло, поддержки равновесия, определения давности звериного следа. Зимой по тайге охотник ходит на широких и относительно коротких лыжах киннглэ , подбитых камусом – лапами с ног оленя или лося или на лыжах-голицах.За спиной у него самодельный «рюкзак» – поняга , наспинная дощечка с лямками и сыромятными или капроновыми веревочками для подвязывания припасов и добычи. Охотник всегда носит с собой нож в ножнах – пурта (зап.), кото (вост.), который подвязывает к поясу справа.


Поняга. Из коллекции А.А. Ганюгина. Северный Байкал. Фото А.А. Сириной


В советское время таежные эвенки в промысловых хозяйствах были штатными охотниками. В настоящее время эвенки-охотники должны оформить лицензии на отстрел животных и получить доступ к охотничьей территории. Для народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, часть лицензий на добычу предоставляется бесплатно. На соболя охотятся капканами, а также со специально обученной собакой. Сегодня закупочные цены на пушнину, в том числе соболя, стали низкими, порой не оправдывая затрат на добычу.










Оленеводство

 

Наряду с охотой, важнейшую роль в хозяйстве эвенков играло транспортное оленеводство. Эвенки ездили на оленях верхом (верховой олень – учак) и перевозили на них грузы (олень поднимает до 60 кг). У них были ездовые и грузовые седла. Оленеводство у западных и восточных эвенков различалось размерами стад, способами ухода за оленями, циклами кочевания. Восточные эвенки-орочоны имели иногда несколько сотен голов оленей. У западных эвенков оленей было меньше, 20-30 голов. Но в XIX в. и среди них выделялись уже крупные оленеводы. На оленя садятся с правой стороны с возвышения, с помощью посоха. Каждый эвенк имеет аркан маут длиной около 15 м для ловли оленей. В XIX в. эвенки заимствовали у якутов езду на нартах.

 
 
Охотники-оленеводы Забайкалья. Фото Комаровского. Начало XX в. Иркутский областной краеведческий музей.

Уход за оленями основан на биологическим цикле этих животных и потребностях человека. Стадо состоит из быка-производителя, важенок, кастрированных рабочих оленей, телят. Летом для оленей разводят дымокуры, около которых они спасаются от гнуса в дневное время, а к вечеру уходят пастись.

Вариант дымокура. Эвенки. Северный Байкал. 2005. Фото А.А. Сириной


На ночь на стойбище оставляют привязанными маленьких оленят, к которым важенки возвращаются утром. Повседневный присмотр за оленями, вьючение, развьючивание, доение важенок были женским делом. Мужчины устраивали дымокуры, строили изгороди на время отела и гона, собирали оленей для перекочевки. Для ограничения движения некоторым оленям надевали на шею палку кулука.

Домашним оленям их владельцы делают метки на ушах. Эвенки всех своих оленей знают «в лицо», – по специфике окраса, форме рогов, морды, другим характерным особенностям. Каждый олень имеет имя.


В советский период в результате коллективизации увеличились размеры стад, изменилась техника выпаса. Произошел переход от семейного выпаса к бригадному.


 

Бригада оленеводов в советском колхозе. Северный Байкал.1970-е годы. Из личной коллекции уоянских эвенков.


В 1990-е годы поголовье оленей сократилось, происходит возвращение к традиционным способам выпаса. «Нет оленя – нет эвенка», – считают эвенки. Оленеводство стало «пропуском» для получения права на государственную поддержку и территории традиционного природопользования. Государство дотирует оленеводство, если оленей держат в зарегистрированных предприятиях, – родовых общинах, муниципальных предприятиях и других. Образ оленя присутствует в литературных и художественных произведениях, на предметах обихода.

Изображение оленя на детали детского седла. Амурский областной краеведческий музей. Фото А.А. Сириной


Рыболовство

В хозяйстве большинства эвенков рыболовство имело сезонный характер. У эвенков, живших вблизи больших сибирских рек и на Охотском побережье рыболовство было одним из основных занятий. В таежных реках эвенки ловили белую рыбу – тайменя, ленка, сига, чир, муксун и др. и соровую рыбу – налима, щуку, карася, окуня, сорогу. Древним способом добычи был покол рыбы острогой и стрельба по ней.
Крупную рыбу били с лодки острогой в ночное время, когда рыба всплывала на свет берестяного факела, установленного на носу лодки.


 

 
 
Лодка-берестянка и морда для ловли рыбы. Река Тетея, приток Нижней Тунгуски. 1988. Фото А.А. Сириной

Острога-гарпун была известна только забайкальским и амурским эвенкам, применялась на очень крупную рыбу. Мелкую рыбу ловили, перегораживая речки изгородями из тальниковых прутьев – запором и устанавливая между ним плетеную «корзину» – морду.

Морда для ловли рыбы на таежной речке. Бассейн р. Нижняя Тунгуска. Фото А.А. Сириной. 1981


Рыбу ловили и зимой короткой удочкой из-подо льда. Одним из древних способом рыбалки был покол рыбы с рыбкой-приманкой через лунку проруби. Большинство эвенков в прошлом сетевой и неводной лов не знали. Научились рыбачить сетями и неводами от соседних народов – русских, якутов, в том числе рыбачили сетью из-подо льда. Добыча рыбы давала дополнительный источник пищи, а из голов, кожи, костей рыбы варили клей, умели выделывать рыбью кожу, из которой шили различные сумки.

Биток гуявун. Из личной коллекции эвенка А.А. Ганюгина, северный Байкал. Фото А.А. Сириной


Собирательство

Эвенки собирают и едят таежную ягоду. Голубицу собирают битком гуявун . Заготавливают кедровые орехи. Собирают дикий лук и чеснок. Ангаро-ленские, забайкальские и верхнеамурские эвенки раньше собирали луковицы сараны (даурской лилии).

Календарь эвенков

Эвенкийское название года – аннгани . Эвенкийский год делился на два полугодия – весенне-летнее (теплое) и осенне-зимнее (холодное). Иногда одно полугодие считалось за отдельный год. Эвенки делили год на несколько (от четырех до семи-восьми) сезонов. В названиях периодов года отражены закономерности изменчивости природы и связанная с ними смена хозяйственно-бытовой активности. Например, апрель ассоциировался с прилетом ворон (туран) , периодом наста (овилахи) ; июнь – с зеленением лиственниц (мусун) ; август – с обдирание рогов у оленей (иркин) , периодом мошки (хунмин) . Современный календарный год восточных эвенков – охотников-оленеводов кратко описан А. Лавриллье. Новый год у эвенков – охотников-оленеводов начинается в начале лета, с первым кукованием кукушки. Летом несколько семей эвенков собираются вместе для совместного кочевания. Эвенки с большим количеством оленей кочуют и отдельными семьями. В конце июня появляется много кровососущих насекомых, которые «пасут» оленей, заставляя их приходить к жилищу человека. Эвенки специально для их отпугивания разводят дымовые костры – дымокуры хамнин/самнин .

 
 
Олени у дымокуров. Северный Байкал. 2005. Фото А.А. Сириной

Возле них, обычно в тени деревьев, олени проводят жаркий день, а вечером уходят пастись до утра следующего дня. Стоянки устраивают вблизи больших рек. Мужчины присматривают за оленями, отслеживая направление их движения, следят за дымокурами, а также рыбачат, охотятся.

Летнее стойбище. Брезентовый чум дю, настил уммэвун. Бассейн р. Нижняя Тунгуска. Фото А.А. Сириной, 1989


Женщины работают на стойбище, выделывают шкуры, доят оленей, присматривают за оленятами, собирают ягоду. В этот период года передвигаются мало. В конце лета-начале осени начинают готовиться к зимнему периоду: ремонтируют нарты и оленью упряжь, шьют или ремонтируют зимнюю одежду, строят или ремонтируют зимние избушки или хранилища – лабазы, изгороди для оленей.

Е.В. Каплина доит оленуху. 1989. Бассейн Нижней Тунгуски, р. Дагалдын. 1989. Фото А.А. Сириной


Осень (боло) разделяется на периоды без снега и со снегом. К этому времени население стойбища уменьшается, кочевники разделяют оленей в отдельные стада.

Осеннее стойбище. Фото В.Я. Шишкова. 1911. Катангский районный литературно-краеведческий музей им. В.Я. Шишкова.


В сентябре-октябре у домашних оленей начинается гон, который мужчины-пастухи контролируют, в т.ч. в некоторых группах с помощью изгородей курэ .

Изгороди для оленей курэ. Верховья Нижней Тунгуски. Фото А.А. Сириной. 1989


Предварительно у оленей подпиливают затвердевшие рога, а также кастрируют некоторых оленей специальными инструментами или, по старинке, зубами. Мужчины охотятся на лосей и диких оленей. Женщины дошивают зимнюю одежду, намечают вещи, которые оставят на лабазе, доят оленух, совершают поездки в поселок и др. С выпадением снега выпас оленей становится легче, так как их можно найти по следам. В конце осени, с Покрова (14 октября н.ст.) начинается пушная охота.

Тойбище в тайге, на пути в Аннавару. Фото и подпись к нему В.Я. Шишкова. 1911. Катангский районный литературно-краеведческий музей им. В.Я. Шишкова.


Зима (тыгэ). Пушная охота с собакой продуктивна по мелкому снегу, затем охотятся капканами. Охота продолжается 1-1,5 месяца до сильных морозов. Обычно к 19 декабря (Николин день) эвенки раньше выходили в деревни для сдачи пушнины. В этот период эвенки живут отдельными семьями в тайге. Мужчины охотятся на пушного и мясного зверя, отслеживают домашних оленей, занимаются заготовкой дров и льда для воды. Женщины готовят пищу, смотрят за порядком в жилище, обезжиривают и выделывают, вместе с мужчинами, шкуры добытых животных. В охотничий сезон люди очень много работают. В короткий световой день, в сильные морозы охота невозможна, так как любое действие производит громкий звук, который услышат звери. Люди проводят время дома, рассказывают сказки и охотничьи истории.

Весна (нэлкэни, нэннэни). Эвенки различают два периода весны: со снегом и после таяния снега. Начало весны ассоциируется для них с наступлением брачного сезона для животных: зайца, глухаря. В середине апреля начинается сезон рождения оленят у домашних оленей. Эвенки, иногда объединившись лагерями со своими соседями, перекочевывают на весенние стойбища на южных склонах, где в укромных местах рождаются оленята. В это время занятие оленеводством – основное. Кроме того, мужчины делают заготовки из березы для предметов, необходимых в оленеводстве, березовую кору для изготовления различных бытовых вещей. Зимние вещи увозят на лабаза. Восточные эвенки еще до полного таяния снега практиковали управляемые пожоги на ограниченной территории для стимуляции роста травы, которую любят и домашние, и дикие олени. Во второй половине мая у оленей начинают расти рога. Природа возрождается от зимнего сна.