Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвенки. Краткая историческая справка

 

Существует несколько гипотез о происхождении эвенков: южная, из районов междуречья Хуанхэ и Янцзы (С.М. Широкогоров); прибайкальская (Г.М. Василевич и А.П. Окладников); забайкальская и верхне- и среднеприамурская (В.А. Туголуков, М.Г. Левин, А.П. Деревянко). Эти гипотезы строятся на данных археологических раскопок, исследованиях в области физической антропологии, лингвистике и этнографических, то есть культурных особенностях. Г.М. Василевич и А.П. Окладников считали, что формирование прототунгусов происходило в среде охотников неолита байкальской культуры, в горно-гольцовых районах южного Прибайкалья. Толчок их миграциям дал приход в Сибирь с юга тюркоязычного населения, предков якутов. В.А. Туголуков, М.Г. Левин, А.П. Деревянко считали, что гипотетическая прародина тунгусо-маньчжуров находилась или в Маньчжурии, или в верхнем и среднем течении Амура.

 

Василевич считала, что тунгусы-охотники расселились по Сибири еще на пешей, дооленеводческой стадии, о чем говорит, например, конструкция их колыбели. Другие полагают, что эвенки широко расселились по Сибири после того, как им удалось одомашнить оленя и начать ездить на нем верхом. Первыми научились те группы эвенков, которые уже были знакомы с коневодством и устройством конского седла.

 

К XVII в., времени прихода русских в Сибирь, эвенки освоили значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу бассейна всех трех Тунгусок, на восток от Лены занимали всю территорию до Охотского моря. Конные группы и скотоводы кочевали в степях Забайкалья, Верхнем Приамурье и по правым притокам Амура. В районе Лены, Алдана, Амги тунгусы контактировали с якутами, в степях Забайкалья – с бурятами и монголами, в долинах Зеи и Селемджи еще до прихода русских были соседями с зеледельцами даурами и дючерами. На северо-востоке контактировали с юкагирами, на северо-западе – с нганасами, ненцами, энцами. В енисейской тайге – с кетами, на левых притоках Ангары – с коттами, асанами, тофаларами, в низовьях Амгуни – с гиляками.

 
 

 

 

 

 

На протяжении последующих веков территория расселения эвенков изменилась вследствие переселения русских, якутов и бурят, сокращения населения от оспы, а также поиска новых, богатых зверем, в т.ч. соболем, угодий. В конце XIX– начале XX вв. западные группы эвенков перешли через Обь в Васюганье, Чулым и на Томь. Так образовались особые группы русских: чунари, илимцы, казаки Забайкалья, якутов и бурят. Территория расселения тунгусов уменьшалась.

 
 

 

 

 

 

Бродячие тунгусы были обложены ясаком, то есть данью русскому царю в виде ценного меха соболя. Чтобы обеспечить уплату дани, в XVII в. использовали метод захвата «лучших людей» – аманатов. Ясак должны были платить мужчины в возрасте от 15 до 60 лет. В XIX в. натуральное обложение заменялось денежным. Тогда же тунгусы познакомились с хлебом, табаком, алкоголем. В местах контактов тунгусов с русскими крестьянами-переселенцами устанавливались кровнородственные связи и происходил культурный обмен. Русские очень ценили тунгусов за их знание тайги и такие черты характера, как честность и открытость.

 

В 1822 г. был принят Устав «Об управлении инородцев» Н.Н. Сперанского. Все «инородцы» были поделены на категории бродячих, кочевых и оседлых, для их управления и самоуправления были созданы инородные управы. Большинство тунгусов относились к категории бродячих. Тунгусы выбирали из своей среды родового вождя. Ему официально присваивали титул «князя». Князь решал внутриродовые дела, собирал ясак, представлял свой род перед русской администрацией.

 

В советский период было введено понятие гражданин, подчеркивающее равенство населения. Эвенки были отнесены к 26-ти коренным малочисленным народам Севера и стали объектом патерналистской политики государства. Сейчас они относятся к категории коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Советская национальная политика, в том числе перевод на оседлость, обучение русскому языку, создание эвенкийской письменности и литературы, появление эвенкийской интеллигенции, Эвенкийского автономного округа (в составе Красноярского края) способствовала консолидации отдельных этнических групп эвенков в народ. Этот процесс завершился к середине XX в.